МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
↵↵
Директор↵ гимназии↵
________________________
Замыслова В.И. ↵
Приказ №7 от «02» 07↵2024
г.
________________________
Замыслова В.И. ↵
Протокол №1
От «2» 07 2024 г.
Программа
внеурочной деятельности
Проектная деятельность
«Занимательный русский язык»
4 класс
Г.Торопец,2024 г
Тематическое планирование (34 часа-1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский
язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: Основной
образовательной программы начального общего образования
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания
по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и
трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому
языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
·
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
·
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике
русского языка;
·
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной
работе над познанием родного языка;
·
развитие мотивации к изучению русского языка;
·
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
·
совершенствование общего языкового развития учащихся;
·
углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке.
·
воспитание культуры обращения с книгой;
·
формирование и развитие у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления.
·
развивать смекалку и сообразительность;
·
приобщение школьников к самостоятельной
исследовательской работе;
·
развивать умение пользоваться разнообразными
словарями;
·
учить организации личной и коллективной деятельности в
работе с книгой.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Личностные результаты
·
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
·
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции
других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
·
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту
и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
·
любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре;
·
интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
·
интерес к письму, к созданию собственных текстов,
к письменной форме общения;
·
интерес к изучению языка;
·
осознание ответственности за произнесённое и
написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
·
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
·
составлять план решения учебной проблемы
совместно с учителем;
·
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
·
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
·
перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
·
пользоваться словарями, справочниками;
·
осуществлять анализ и синтез;
·
устанавливать причинно-следственные связи;
·
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
·
адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач;
·
владеть монологической и диалогической формами
речи.
·
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
·
слушать и слышать других, пытаться принимать
иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
·
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
·
задавать вопросы.
Предметные:
Обучающийся научится:
·
осознавать взаимосвязь
между целью, содержанием и формой высказывания в новых
речевых ситуациях;
·
выбирать адекватные
средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса,
жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
·
выражать собственное
мнение и обосновывать его;
·
владеть начальными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т.п.);
·
строить устное
монологическое высказывание на определенную тему, делать
словесный отчет о выполненной работе;
·
применять речевой
этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
·
использовать в
монологическом высказывании разные типы речи: описание,
повествование, рассуждение;
·
сочинять письма,
записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
·
находить средства
связи между предложениями (порядок слов, местоимения,
служебные слова, синонимы);
·
составлять
содержательное и стилистически точное продолжение к началу
текста;
·
выполнять проект
«Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или
электронном виде (набор заданий и презентация,
сопровождающая защиту проекта);
·
пользоваться
специальной, и справочной литературой, словарями, газетами,
журналами, Интернетом
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах
произведений устного народного творчества показывается богатство
русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание
пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья».
Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета».
Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные
слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить
«сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра
«Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор
родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных
признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном
саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений
слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа
со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы
здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста
древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в
русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли
слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки
слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.
Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают словасинонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов
в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные
слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли
антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И.
Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова
«Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор
«крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями
,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со
стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни
пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П.
Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок
по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о
дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и
их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к
русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.
Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над
текстами художественной литературы и произведений устного народного
творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный
диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод
понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим,
актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и
разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое
имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы»,
«Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
·
·
·
·
·
Формы организации занятий:
индивидуально- групповые;
индивидуальные;
работа в парах;
фронтальная работа.
Виды деятельности:
диалог;
·
круглый стол;
·
беседа;
№
п/п
Разделы программы
Количество
часов
1.
Царство слов
10
2.
Новые слова
8
3.
В королевстве ошибок
Итого
16
34
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество часов
1 Сказочное царство слов.
2-3 Путешествие в страну Слов.
1
2
4-5 Чудесные превращения слов.
6-7 В гостях у слов- родственников.
2
2
8-9 Добрые слова.
10 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
2
1
1112
13
1415
16
17
18
1920
2122
2324
25
2627
2829
3031
32
Новые слова в русском языке.
2
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
1
2
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
1
1
1
2
В стране Сочинителей.
2
Искусство красноречия.
2
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
1
2
Анаграммы и метаграммы.
2
Шарады и логогрифы.
2
Откуда пришли наши имена.
1
33
Занимательное словообразование.
1
34
КВН по русскому языку.
1