моя семья 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Моя Семья»
8 класс
2024-2025 учебный год

Торопец, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................ 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Моя
семья» ............................................................................................................. 8
Личностные результаты ....................................................................................... 8
Метапредметные результаты ............................................................................. 10
Предметные результаты ..................................................................................... 13
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя семья» ................................ 15
Тематическое планирование.................................................................................. 22

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (далее –
программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
–

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (утвержден приказом Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
–

федеральной рабочей программы воспитания.

При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
–

Конституция Российской Федерации;

–

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей»;
–

Семейный кодекс Российской Федерации.

Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности «Моя семья» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ
обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей
молодого поколения приверженности традиционным российским духовнонравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих
гражданское единство российского общества, направленных на решение
демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого
3

государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание
детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в
том числе посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных

традиций

семейного воспитания

и

передачи

молодому

поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую
девальвируется

под

воздействием

негативного

влияния

элементов

деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся
ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Моя семья» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано

важностью

целенаправленной

просветительской

и

воспитательной деятельности, которая предполагает:
–

осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности

в жизни современного человека;
–
приобщение
нравственных

к

системе

традиционных

духовно-

ценностей;

4

–

формирование у обучающихся культуры семейных отношений,

уважения к старшим поколениям;
–

приобретение

обучающимися

опыта

выстраивания

моделей

поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное

внимание

в

программе

придается

современным

научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
–

освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных

отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
–

рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения

современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и
эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
–

развитие практических навыков и познавательных интересов

обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.

5

Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную

для

нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных
ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
–

четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы

обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
–

понимания

обучающимися

5–9

классов

особой

значимости

института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения
исторической памяти и преемственности поколений;
–

ответственного и уважительного отношения обучающихся к

старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным
ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и
женщины, рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
–

ознакомление

обучающихся

с

базовыми

понятиями,

раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение
категорий и таксономии семейных терминов;
–

формирование у молодых людей основных представлений о

семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
–

осознание обучающимися системы российских семейных ценностей

и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
–

содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных

вопросов, связанных с семейными отношениями;
–

обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и

социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода
и семьи;
6

–

содействие направленности обучающихся на создание крепкой,

счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
–

ознакомление обучающихся со средствами решения семейных

проблем; – обучение основам психологической и духовно-нравственной
безопасности в сфере семейных отношений.

Место курса в образовательном процессе
Программа «Моя семья» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен
обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления

педагогами

рабочих

программ.

Предложенные

элементы

содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы
с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение
содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом
различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также

с

существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.
Освоение программы курса может быть организовано образовательной
организацией во внеурочное время в следующих вариантах: – для младших
подростков (5–7 классы); – для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно
изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его
содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость
учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
7

Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики.
Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе
практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой
могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных
проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней
в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной
проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические,
психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с
основами курса «Моя семья».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ»

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Моя семья»
направлена

на

обеспечение

достижения

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;

8

– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание российской
поликультурном

идентичности

в

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных
традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
–

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое
поведение

и поступки, поведение и поступки других людей с позиции

традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
–

способность к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации

к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое

воспитание:
–

восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,

понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья

и

эмоционального благополучия:
–

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему

здоровью и установка на здоровый образ жизни;
–

соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного

поведения в интернет-среде;
9

6) трудовое воспитание:
–

установка на активное участие в решении практических задач (в

рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать,

планировать

и

самостоятельно

выполнять

такого

рода

деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7)
ценности научного познания:
–

овладение языковой и читательской культурой как средством

познания мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной

и

природной среды:
–

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных

ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
–

умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые

решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические действия:
–

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных

явлений и процессов;
–

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи;
–

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
10

–

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое

исследование

по

установлению

особенностей

объекта

изучения,

причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
–

оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования;
–

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведенного наблюдения, исследования;
–

прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
–

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и

отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
–

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;
–

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации;
–
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
воспринимать
эмоции

и

формулировать суждения, выражать

в соответствии с целями и условиями общения;
–

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

–

распознавать невербальные средства общения, понимать значение

социальных знаков;
–
знать и
ситуаций

распознавать

предпосылки

конфликтных

11

и смягчать конфликты, вести переговоры;
–

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи

и

поддержание благожелательности общения;
–

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
–

публично представлять результаты выполненного исследования,

проекта;
–

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
–

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

–

ориентироваться в

различных подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);
–

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения);
–
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
–

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

–

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
12

–

объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
–

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–

оценивать соответствие результата цели и условиям;

–

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого;
–

регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:
–

понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной
задачи;
–

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить

действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
–

уметь обобщать мнения нескольких людей;

–

планировать организацию совместной работы, определять свою роль

(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
–

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата

по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
13

–

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности

и

проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–

освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли

каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения,
включая правовые нормы;
–

осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности

в

современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную

российскую

духовно-нравственную

ценность;

осознание

значимости семейных традиций в истории народов России;
–

формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и

нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
–

умение характеризовать особенности семейных отношений

с

использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
–

умение использовать полученные знания: для устного и письменного

описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;

14

–

умение

использовать

цифровые

технологии

для

создания

родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи
и др.;
–

умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого

члена семьи;
–

умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в

том числе со старшими членами семьи;
–

умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье,

общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами,
дальними родственниками;
–

умение решать в рамках изученного материала познавательные и

практические задачи;
–

овладение приемами поиска и извлечения социальной информации

(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
–

умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
–

умение оценивать собственные поступки и поведение других людей

с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных

15

норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том
числе при планировании семейного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ
СЕМЬЯ»
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего
времени:

мотивы

создания

семьи

и

вступления

в

брак.

Семья

и

духовнонравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений.
Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье 1 . Семья и брак

в

современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у
ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как
среда

формирования

личности

ребенка,

его

духовно-нравственного

становления, интеллектуального роста, профессионального и социального
самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей.
Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.

В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать только в
8–9 классах.
1

16

Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и
развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция
семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России.
Расширенная

(многопоколенная)

семья

как

исторический

феномен.

Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе.

РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ» История
семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и
правила его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).
Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях:
семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и
обработки информации по истории семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из
поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные
спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры
для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные
семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль
мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений
супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи

в
17

художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми
в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем
собственной

семьи.

Отношения

братьев

и

сестер

в

художественных

произведениях (мультипликация, кино, литература).
Проблема

психологического

неприятия

и

конкуренции

между

разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь
по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного
старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.

18

РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…» Что
мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей
как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших
и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные

составляющие

Хозяйственно-экономическая

домашнего

функция

семьи.

(семейного)
Типичные

хозяйства.
проблемы

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
Плюсы и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со
своими родителями или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный
бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в
решении

финансовых

вопросов,

открытость

семейных

финансов

как

современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады,
кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует
экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и
способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские
накопления и цели их использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей
и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля

19

оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.

РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие супружеских и детско-родительских отношений. Важность
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в
семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный
компонент благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность,
взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение
слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну
и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу,
навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость

эгоистического,

высокомерного,

равнодушного

и

неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших
детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи
20

своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие
счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами,
между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со
стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной
проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или)
негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий
в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для
семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).

21

Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и
психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового
питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.
Важность физической активности для здоровья человека и способы ее
поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,
подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения
и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры
участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и
региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО» Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст.
Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для
семей.

Материнский

капитал

и

ипотека

для

молодых

семей.

Меры

государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная,

материальная,

юридическая,

медицинская,

22

психологопедагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере
образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и
другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в
отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
владение,

пользование и распоряжение имуществом,

финансовую

и

предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

23

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование

п/п

разделов и тем курса
внеурочной
деятельности

Количество
часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего
создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи –

Беседа на основе презентации «Семья в

от древности до современности: мотивы

различные исторические эпохи». Анализ

создания семьи и вступления в брак.

репродукций

Семья и духовно-нравственные ценности.

художников, посвященных семье в разные

Выбор спутника жизни. Особенности

исторические эпохи.

брачно-семейных отношений. Изменение

Создание плаката «Современная семья».
Дискуссия на тему «Выбор спутника
жизни»

ролей мужчины, женщины и детей в

картин

известных

семье.
Семья и брак в современном обществе

24

1.2

Семья как ценность
для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви, как
основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения
счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической
поддержки со стороны родителей. Семья
как среда формирования личности
ребенка, его

Беседа и создание схемы «Значение семьи в
жизни человека».
Анализ
предложенных
ситуаций,
показывающих влияние семьи на жизнь
подростка

духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,
профессионального и социального
самоопределения

25

1

Семья как среда, ориентированная
на
создание
уникальных условий
для
саморазвития и личностной самореализации
детей
и
родителей.
Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и
детьми, сочувствие и принятие ребенка в
семье

Сопоставление иллюстраций,
отражающих психологические отношения
родителей и подростка (взаимное
доверие/недоверие; рациональная
оценка/недооценка; поддержка и
сочувствие/равнодушие; адекватные
требования/неадекватные требования) для
создания правил выстраивания отношений
между детьми и родителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семья и ее роль в
обществе

1

Семья как первичная ячейка общества, ее
важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции.
Репродуктивная функция семьи и ее
значение в решении демографических
проблем современной России.
Расширенная (многопоколенная) семья как
исторический

Беседа «Семья и ее основные функции».
Анализ примеров семей по страницам
художественной литературы, кинематографа

феномен. Социализирующая функция семьи
и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе

26

Итого по разделу

4

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

Родословная моей семьи. Семейное
(родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания)

Составление родословных на
основе предложенных учителем
и/или обучающимися макетов

1

Важность сохранения исторической
памяти о поколениях рода (семьи).
Способы передачи информации о связи
поколений и родственных отношениях:
семейные архивы, фотоальбомы, мемуары.
Примерная модель поиска и обработки
информации по истории семьи (рода)

Беседа на основе презентации «Способы
сохранения исторической памяти о
семье». Составление схемы «Как в моей
семье сохраняется память о поколениях».
Знакомство с электронными ресурсами,
позволяющими искать и обрабатывать
информацию об истории своей семьи, и
разработка алгоритма действий

1

Предания и традиции моей семьи.
Ценности семьи, передающиеся из
поколения в поколение. Семейная память и
семейная гордость. Семейные традиции и
их разнообразие: семейный совет,
воскресные обеды, семейные спектакли,
семейные

Проектная деятельность «Предания и
традиции моей семьи».
Практикум «Семейные традиции»

27

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания и
сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи
2.2

Родители

1

Особая роль и ответственность родителей
в современной семье. Роль мужчины в
семье. Отцовство. Роль женщины в семье.
Материнство. Любовь, взаимное принятие

Обсуждение отрывков из
художественной литературы,
кинофильмов, мультипликационных
фильмов о гармоничных отношениях в
семье. Создание облака слов на тему
«Ценности семьи»

и поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между собой,
а также родителей и детей. Образ семьи в
художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
1

(мультипликация, кино, литература и др.)
Особенности выстраивания
взаимоотношений между родителями и
детьми в зависимости от их возраста и
изменений в социальном статусе.
Уважительное взаимодействие
родителей и детей

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».
Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я
оказался на месте своих родителей, то...»

28

2.3

Братья и сестры

1

Конструктивное взаимодействие детей с
братьями, сестрами. Общение с братьями

Обсуждение темы «Взаимоотношения с
братьями, сестрами» в группах: «Хорошо

и сестрами в семье – необходимый опыт

ли быть единственным ребенком в семье»,

для создания в будущем собственной

«Нас в семье двое/трое», «У меня много

семьи. Отношения братьев и сестер в

братьев и сестер».

художественных произведениях

Составление
правил
конструктивного
взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и сестрами

(мультипликация, кино, литература).
Проблема психологического неприятия
и конкуренции между разновозрастными
и сводными детьми в семье и пути ее
преодоления

29

2.4

Чем ценны отношения
внуков с бабушками и
дедушками?

1

Бабушки и дедушки в семье.
Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим
членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье.
Забота о пожилых членах семьи, помощь по
дому. Межпоколенное общение как способ
передачи и усвоения накопленного
старшими поколениями жизненного опыта
и духовно-нравственных ценностей. Черты
семейного поведения, присущие бабушкам
и дедушкам, и бесконфликтные стратегии
их восприятия.

Анализ
иллюстраций
на
тему
«Межпоколенное
общение».
Анализ
ситуаций, отражающих конструктивное
взаимодействие внуков с бабушками и
дедушками, для выработки бесконфликтной
стратегии
поведения.
Практикум
«Уважение к старшим и помощь в семье»

Доверительное общение внуков
с бабушками и дедушками
2.5

Мои близкие
и дальние
родственники

Итого по разделу

1

Многообразие родственных отношений.
Важность поддержания добрых
и
уважительных родственных отношений
для сохранения межпоколенных связей и
семейных традиций

Игра «Самое главное качество моего
родственника» на основе родословной.
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

8
30

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

3.2

Что мы называем
своим «домом»?

Ведение домашнего
хозяйства

1

1

Место проживания семьи и важность его
восприятия для супругов и детей как своего
«дома». Дом – это место защищенности,
уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности

Составление облака слов «Дом» на основе

Основные составляющие домашнего
(семейного) хозяйства.
Хозяйственноэкономическая функция
семьи. Типичные проблемы
обустройства домашнего хозяйства у
семей с детьми и способы их решения.
Плюсы и минусы

Беседа на основе презентации «Семейное

ассоциаций.
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»
или «Дом моей мечты»

хозяйство в разные исторические периоды
развития России».
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства

совместного проживания молодой семьи с
детьми вместе со своими родителями или
родственниками

31

3.3

3.4

Семейный бюджет

Семейный быт

1

Важность планирования и учета семейных
доходов и расходов. Семейный бюджет и
финансовая «подушка безопасности».
Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость
семейных финансов как современные
культурные нормы. Основные статьи
семейного бюджета. Возможности
использования семьями услуг финансовых
организаций – вклады, кредиты, инвестиции

Анализ схемы «Семейный бюджет».
Решение практических задач, направленных
на планирование и учет семейных доходов и
расходов

1

Способы экономии семейного бюджета и
статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные
приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления и
цели их использования

Решение практических задач, направленных
на выявление рациональных способов
расходования карманных денег

1

Красота, комфорт и уют в доме.
Важность совместных усилий родителей
и детей в решении проблем определения

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).

32

1

оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от
идеи до воплощения

Составление облака слов по теме «Уют в
доме»

Важность достижения договоренностей в
распределении ролей между родителями
и детьми для поддержания чистоты и
порядка в доме. Традиции обустройства
дома в разных регионах России

Обсуждение презентации «Традиции
обустройства дома (семейного хозяйства)
в разных регионах России».
Проектная деятельность по теме «Мой вклад
в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1

Как создать
благоприятную
семейную атмосферу?

1

Здоровая семейная атмосфера как залог
устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции,
тон общения, настроение, взаимное доверие
и открытость, взаимопомощь и поддержка
как важные составляющие супружеских и
детско-родительских отношений. Важность

Обсуждение пословиц, отрывков из
художественных произведений,
видеосюжетов о семейной
атмосфере. Обсуждение модели
благоприятной психологической
атмосферы в семье. Проектная
деятельность в рамках темы
«Многодетность как важный

33

4.2

На чем держится
семья?

1

благоприятного семейного психологического
климата для развития ребенка в семье и
эмоционального
состояния
супругов.
Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы

компонент благоприятной семейной
атмосферы»

Нравственные основы взаимоотношений
в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность
и женственность. Умение слушать и
слышать друг друга, допущение разных
взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать и
прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного и
неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи

Беседа по теме «Нравственные основы
взаимоотношений в семье».
Анализ учебных кейсов о конструктивном
взаимодействии членов семьи. Беседа о
мужественности и женственности

34

4.3

Как
избегать
конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также Обсуждение темы общения в семье на
родителей с детьми, старших детей
основе презентации.

с младшими по поводу возникающих
разногласий как важнейшее правило

Заполнение таблицы «Мое поведение
в семье»

гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и
отношения к родственникам

1

Умения прощать и просить прощения как
важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между
супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта

Решение учебных кейсов, направленных на
поиск компромисса при зарождении
конфликта в семье

35

1

Рост самостоятельности ребенка как
норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения
родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми как
основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка со
стороны родителей в ситуации поиска

Анализ кейсов, показывающих
конструктивную поддержку со стороны
родителей в ситуации поиска подростком
«правильного» варианта решения жизненной
проблемы.
Обсуждение полученных результатов

ребенком варианта решения жизненной
проблемы
4.4

Что помогает семье
объединиться?

1

Совместная досуговая деятельность как
важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных
семейных дел (уборка и ремонт
квартиры/дома; работа на приусадебном
участке и пр.), оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное и
эмоциональное влияние на детей

Составление перечня совместных семейных
дел на основе личного опыта и анализа
информации, предложенной учителем (в
виде иллюстраций, видеосюжетов)

36

1

1

Важность семейных праздников для
эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как
важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр,
их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного
года, спортивные достижения детей и
др.)

Конкурс проектов «Моя любимая семейная

Роль семейных прогулок, туристических
походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.

Обсуждение интересных маршрутов для
семьи на основе интерактивной карты.
Проект «Семейное
путешествие/турпоход»

игра».
Обсуждение результатов проектов.
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника

Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
своего региона)

37

4.5

Здоровый образ жизни
в семье

1

Здоровье членов семьи и его роль в
полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его

Обсуждение важности здорового образа
жизни на основе презентации учителя
и личного социального опыта.
Составление домашнего меню

ключевые составляющие: здоровое
питание, здоровый сон, гигиена,
физическая активность.
Современный стиль питания, пищевые
привычки взрослых и детей (фастфуд,
полуфабрикаты, еда на ходу, заказ
готовой еды на дом и др.) и связанные с
ним проблемы физического и
психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания

1

Режим здорового сна для взрослых и
детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы

Обсуждение возможностей участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях на
территории России на основе презентации.

38

преодоления вредных привычек в семье.

Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей

Важность физической активности для

семье».

здоровья человека и способы

Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

ее

поддержания в семье.
Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка,
прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнесбраслеты, интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях и
акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)

Итого по разделу

10

Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1

5.2

Вступление в брак

Поддержка
государством семей
с детьми

1

1

Порядок регистрации брака в Российской

Работа с фрагментами Конституции

Федерации. Брачный возраст. Порядок и

Российской Федерации и Семейного кодекса

условия заключения брака в современной

Российской Федерации.

России. Брачный договор
Меры социальной поддержки семей

Обсуждение важности вступления в брак
Обсуждение
понятий
«социальная

с

детьми. Социальные гарантии для семей.

поддержка», «социальные гарантии»,

Материнский капитал и ипотека

«финансовые организации»,
39

для молодых семей. Меры государственной «материнский капитал».
поддержки многодетных семей в Российской Решение практических задач для понимания
возможностей использования семьями услуг
Федерации. Звание «Мать-героиня»
финансовых организаций
1

5.3

Права и обязанности
родителей и детей

1

Деятельность социальных служб
(организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная,
юридическая, медицинская,
психологопедагогическая. Семейные
психологи и специалисты в сфере
образования по работе с семьей

Личные

права

Обсуждение деятельности социальных
служб по поддержке семьи на основе
презентации.
Знакомство школьников с электронными
ресурсами социальных служб

и обязанности супругов, Работа с фрагментами правовых источников.

равенство супругов в семье.

Игра «Права и обязанности родителей»

Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество
семьи, наследство и наследники, дарение и
другие сделки с семейным имуществом.
Права и обязанности родителей в
отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.

40

Опекунство и усыновление (удочерение) как
способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей
1

1

Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение,
пользование и распоряжение имуществом,
финансовую
и
предпринимательскую
деятельность

Работа с фрагментами правовых источников.

Обязанности совершеннолетних детей (с 18
лет) по отношению к своим родителям и
родственникам. Роль Уполномоченного при
Президенте Российской Федерации
по
правам ребенка

Работа с фрагментами правовых источников.

Игра «Права и обязанности детей»

Анализ

сайта

Уполномоченного

Президенте Российской Федерации

при
по

правам ребенка.
Завершение
создания
коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».