МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Программа курса внеурочной деятельности
Проектная деятельность «Знаменательные даты России»
(направление: проектно–исследовательское)
2024-2025учебный год
Торопец, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Проектная деятельность по предмету истории
знаменательные даты России» составлена на основе Федерального государственного
стандарта основного общего образования по истории, примерной программы основного
общего образования по истории, рабочей программы и тематического планирования курса
«История России».
6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А.
Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. —
135 с. Она ориентирована на работу с предметной линией учебников «История
России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова для 6―10
классов.
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю и направлен на
формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности.
Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не
только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому
человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как
узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных
работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру
представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль
жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности,
обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей
задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших
источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и
педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Главная цель
исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно
выделить основные качества, характерные для исследователя: любознательность,
способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность
мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память,
способность к оценке свих действий.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от
научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а
приобретают навыки исследования
как универсального способа освоения
действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления,
активизируется личностная позиция школьника.
Данная программа предназначена для базового уровня и разработана в
соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки
России от 29.12.2014 №1644.
Рабочая программа разработана с учетом:
Примерной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).
Цель и задачи проектно-исследовательской деятельности:
Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника
путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития
исследовательских способностей; приблизить содержание истории Тверской области к
изучению истории Отечества и использовать его в совокупности исторических процессов
и фактов.
Задачи:
Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
Формировать у учащихся представления об исследовательском обучении
как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
Стимулировать у школьников интерес к исследовательской деятельности.
Поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению
окружающего мира.
Развивать организационно – коммуникационные навыки, познавательные
способности, творческое мышление.
Дать основные сведения из истории Тверской области области.
Развивать интерес к истории страны и родного края, к самостоятельному
поиску исторических фактов, к работе с краеведческим материалом.
Форма организации учебного процесса
Освоение курса предполагает: лекции; практические занятия, беседы,
дискуссии, работу с источниками.
Формы итогового контроля
Контроль осуществляется на двух уровнях: текущий; итоговый.
Планируемые результаты
Результатом деятельности является творческий проект и его защита.
Формы творческой работы:
а) письменная работа (эссе, реферат, статья, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной
анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1. Выносимый
на
защиту продукт
проектной
деятельности,
представленный в одной из описанных выше форм;
2. Подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к
проекту (объемом не более 1 машинописной страницы).
Содержание программы
Раздел 1. Теоретическая часть (10 ч.)
1. Что такое история? (1 ч.)
Источники исторических сведений истории Отечества, в том числе о прошлом
Смоленского края. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой
природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и
историческое время. Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в
историческом развитии и историческом познании.
2.Вспомогательныеисторические дисциплины(1 ч.)
Общие сведения о палеографии, генеалогии, геральдике, сфрагистике,
исторической метрологии.
3. Спорные вопросы в истории(1 ч.)
Норманизм. Русский след в истории Европы. Версии происхождения славян, их
религия, занятия, расселение, появление государства. «Повесть временных
лет».«Норманнская теория»: «за» и «против». Первые русские князья: версии,
предположения.
4. Дискуссионные вопросы в Истории Древнего мира(1 ч.)
Поливное земледелие как главная отрасль экономики. Восточный деспотизм
как особая форма правления. Патриархальная форма рабства. Регулирующая роль религии
в обществе. Консервативная стабильность как альтернатива античной динамике.
5. Дискуссионные вопросы в Истории Средневековья(1 ч.)
Были ли темными Средние века? Дискуссионные вопросы о наличии
феодализма на Руси.
6. Роль личности в истории (1 ч.)
Личность в истории: эволюция взглядов. Представление о личности в истории
до сер. XVIII в. Появление развиты концепций о роли личности в истории.
7. Случайности и закономерности в истории(1 ч.)
Особенности социально-исторической закономерности, роль случайности и
необходимости в истории. Содержание и сущность объективного и субъективного в
истории, их взаимодействие.
8. Загадки и тайны истории (2 ч.)
Таинственные цивилизации (Атлантида, Гиперборея). Вопрос о «генезисе
Руси». Где была Куликовская битва? Куда исчезла библиотека Ивана Грозного?
Тема 9. Способы изучения истории. (1 ч.)
Общенаучные методы и их место в историческом исследовании. Исторический
и логический методы. Историческое пространство и время как онтологическая основа
исторического и логического методов в историческом познании. Функции логического
метода в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании
прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания.
Классификация и типологизация в исторических исследованиях.
Раздел 2. Практическая часть
Тема 10.Проектная деятельность по истории. Метод проектов(1 ч.)
Метод проектов как способ организации самостоятельной деятельности
учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на
интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности
Тема 11. Цель и задачи курса. Классификация проектов(1 ч.)
Монопроекты. Межпредметные проекты Надпредметные (социальные)
проекты.
Тема 12. Что такое проект?(1 ч.)
Учебный проект как самостоятельно разработанный и изготовленный продукт
(материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий
субъективной или объективной новизной.
Тема 13. Электронные ресурсы проекта (1 ч.)
Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги
Тема 14.Практическое занятие. Работа с электронными ресурсами (1 ч.)
Тема 15. Особенности работы с историческими источниками (1 ч.)
Виды исторических источников. Алгоритм источниковедческого анализа.
Тема 16. Практическая работа. Анализ исторических текстов (6 ч.)
Тема 17.Примерные продукты проектной деятельности по истории (1 ч.)
Данные социологического опроса; рукописный учебник истории; исторический
журнал; ролевая игра; письмо в…; статья; мультимедийный продукт; сравнительносопоставительный анализ; сценарий; праздник; костюм; видеофильм; видеоклип;
социальная реклама; стенгазета; маршрут экскурсии; театрализация; справочник; webсайт; игра; путеводитель и др.
Тема 18. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта (6 ч.)
Тема 19. Оформление проекта. Подготовка презентации (1 ч.)
Тема 20. Предварительная защита проекта (2 ч.)
Тема21. Подведение итогов проектной деятельности (2 ч.)
Разумеется, темы проектов, согласно заявленному названию, предполагаются связанными
со знаменательными датами России и Торопецкого края.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
Колп/п
во
часов
10
Теоретическая часть
1
Что такое история?
1
2
Вспомогательные исторические дисциплины
1
3
Спорные вопросы в истории
1
4
Дискуссионные вопросы в Истории Древнего мира.
1
5
Дискуссионные вопросы в Истории Средневековья.
1
6
Роль личности в истории.
1
7
Случайности и закономерности в истории
1
8
Загадки, тайны истории.
2
9
Способы изучения истории
1
24
Практическая часть
10
Проектная деятельность по истории. Метод проектов
1
11
Цель и задачи курса. Классификация проектов (1 ч.)
1
12
Что такое проект?
1
13
Электронные ресурсы проекта
1
14
Практическое занятие. Работа с электронными ресурсами
1
15
Особенности работы с историческими источниками
1
16
17
18
19
20
21
Практическая работа. Анализ исторических текстов
Примерные продукты проектной деятельности по истории
Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта
Оформление проекта. Подготовка презентации
Предварительная защита проекта (2 ч.)
Подведение итогов проектной деятельности
6
1
6
1
2
2
Итого
34
Список используемой литературы
1.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //
Народное образование 2000. - №9. - с. 177-180.
3.
Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование.
- 1993. - №2.
4.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов
педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач.
обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и
др. - М.: Просвещение, 1984.-256 с.
5.
Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. 1994. - №4.
6.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной
технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
7.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного
образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
8.
Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. - №3.
- с. 10-21
9.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. –
2005. - №9.
10.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие
самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
11.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
12.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках
технологии: книга для учителя начальных классов. - Смоленск: ассоциация ХХI век, 2006.
- 48 с.
13.
Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы
дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
14.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное
состояние и проблемы. // Начальная школа -2006 - №1. - С. 7-27
15.
Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной
школе: учеб.пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Н.М. Конышева. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 296 с.: ил.
16.
Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные
подходы и интерпретации. // Завуч 2005. - №1. - с. 110-122
17.
Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и
реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2.-с. 113-121
18.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
19.
Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического
образования. // Педагогика 2000. - №4.-с. 38-43
20.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002.-112 с.ил. (Библиотека учителя).
21.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.
22.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повышения квалификации
пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.
Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-272
23.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
24.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М., 2005.
25.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№ 4.
26.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы.
Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и
ПРО, 2004.
27.
Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и
образование. -1994. - №4.
28.
Плотниковская Н.А, Компьютер в начальной школе // Информатика и
образование, 9-2003. С. 94.
29.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М., 1998.
30.
Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. - №5.-с.
38-47
31.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции
школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
32.
Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. // Информатика и образование. 1993. №4.
33.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное
образование. – 1998.
34.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные
технологии. – 1999. - №6.
35.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2005.
36.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. –
2003. - №6.
37.
Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место
образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы
докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО»,
1998. - с. 127-128.
38.
Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной
деятельности школьников // Школа и производство. 1999. - №6. - с. 32-337
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Интернет-материалы
2. Компьютер
3. Проектор
Интернет-ресурсы
www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете
(коллекция электронных ресурсов по истории)
www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание.
Понимание. Умение».
www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города
России.
www.KM-school.ru/r1/media/a1.aspКМшкола.
Информационные
образовательные ресурсы.
macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен
людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких
качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерности исторического
процесса и возможности исторического предвидения
www.emc.komi.com/02/03/126.htm
Вспомогательные
исторические
дисциплины
festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках
истории. Приложение к газете «1 Сентября»
http://rulers.narod.ru/index.htmlВсемирная история в лицах. Сайт посвящен
великим людям в истории человечества.