Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговор о важном»
для 8 класса
на 2024-2025 учебный год
Торопец, 2024
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры
о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно –
нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) .
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675) .
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03 -1190 «О
направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры
О важном»
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего
образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован
22.02.2024 № 77331) .
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024
№ 77830).
Место в учебном плане.
Программа реализуется с учащимися 8 класса, в течение одного учебного года, занятия
проводятся 1 раз в неделю, 35 учебных часов. Внеурочное занятие проходит каждый
понедельник. Занятия проводятся в классе классным руководителем.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы
образовательной
организации, поэтому тематика
и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного
года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что
послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень
развития школьников, их интересы
и
потребности.
При
необходимости,
исходя
из
статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы
работы; устанавливая во время
занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть
– мотивационная, вторая часть – основная, третья часть
заключительнаяЦель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной
(работа
с
представленной
информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение
видеоролика),
практической(выполнение
разнообразных заданий),
игровой (дидактическая
и
ролевая
игра),
творческой
(обсуждение
воображаемых
ситуаций, художественное творчество). В
заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление
движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и наполняет её смыслами.
Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из
нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый
может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из
самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но
всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая пассажирские
и
транспортные
перевозки.
Российские железные дороги вносят огромный вклад в
совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный
для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный.
Развитие
транспортной
сферы
стратегически
важно для будущего страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей
страны,
главной
задачей
которой
является производство
продуктов
питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию
по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать
пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с
современными технологиями: роботами,
информационными системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории
страны,
историческая
правда,
сохранение
исторической
памяти
–
основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории
– одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно -нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность
и финансовая грамотность.Как создать крепкую семью. День
отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и навыки для
построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность
поколений: семейные ценности и
традиции
(любовь, взаимопонимание,
участие
в
семейном
хозяйстве, воспитании детей). Память
о
предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного
уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства.
Гостеприимство
–
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие
по России
– это знакомство
с
культурой, историей
и традициями
разных
народов.
Гастрономический туризм –
это вид путешествий, основой которого являются поездки
туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность,
вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы созда ём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный
вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан
России:
благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо,
образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёр ов как
социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди,
которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и
ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей
до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый
год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати.
Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан
с
печатью.
Российские
традиции
издательского
дела,
история
праздника. Информационные источники
формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных
средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные
газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История
основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие
годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации.
Перспективы
получения высшего
образования. Как
сделать выбор? Студенчество
и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и
опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким
кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к
управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России?
Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с
цифровыми
технологиями.
Какое
значение
имеет
использование цифровой экономики
для
развития страны?
Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как
особая сфера
бизнеса.
Значимость
технологического
предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект
– стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и
повышающая
эффективность производства.
Искусственный интеллект
–
помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и
критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника
Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Защита
Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития страны.
Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские
исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный
флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье,
спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в
России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100 -летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек
– пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами.
Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей,
художников,
признанных
во
всём
мире.
Произведения
П.И.
Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная
страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими
и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её
– часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны,
уважает еёисторию и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша
Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты,
что
позволяет российской
науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека.
Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской
гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей
первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины.
Технологии будущего в области медицины. Профессия
врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики.
Преемственность
поколений
и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День
Победы
– священная
дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память:
память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно
помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный
полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят.
Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и
молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры
для человека и общества. Духовно -нравственные ценности России, объединяющие всех
граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию ,
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание
важности
художественной
культуры
как
средства
коммуникации
и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет - среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя
и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка
на
осмысление опыта,
наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент познания; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно, систематизировать
информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать
и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать
цель совместной
деятельности, коллективно строить
действия
по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада
в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться
в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе,
принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть
способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и
условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
формирование
умений
речевого
взаимодействия: создание
устных
монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение
главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение
информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно -нравственной и культурной ценности литературы и её роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального
народа Российской
Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного
текста
от
текста
научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных
смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии
на
литературные
темы, соотносить
собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии , давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и
традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно -коммуникационных технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на
любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов
систорическими периодами, событиями региональной и мировой истории, события
истории родного края и истории России,
определять современников исторических
событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта
и нравов народов в различные исторические
эпохи; формирование
умения
рассказывать об
исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических
явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов, устанавливать причинно -следственные, пространственные, временны е
связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при
наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв.; формирование умения определять
и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта
взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур , уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института , о характерных чертах общества, о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества , об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о
системе образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и
денежно -кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения
характеризовать традиционные российские духовно -нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально -экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям,
процессам социальной действительности; развивать умения анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и
окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемымигеографическими явлениями
и
процессами; развитие умения оценивать
характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
№
Тематический план курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 7
класс (вариант 1 час в неделю, 35 часов)
Тема урока
Количество
п/п
часов
1
Образ будущего. Ко Дню знаний
1
2
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС
1
3
Дорогами России
1
4
Путь зерна
1
5
День учителя
1
6
Легенды о России
1
7
Что значит быть взрослым
1
8
Как создать крепкую семью. День отца
1
9
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства
1
10
Твой вклад в общее дело
1
11
С заботой к себе и окружающим
1
12
День матери
1
13
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)
1
14
День Героев Отечества
1
15
Как пишут законы?
1
16
Одна страна – одни традиции
1
17
День российской печати
1
18
День студента
1
19
Бизнес и технологическое предпринимательство
1
20
Бизнес и технологическое предпринимательство
1
21
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия
1
22
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова
1
23
Арктика – территория развития
1
24
Международный женский день
1
25
Массовый спорт в России
1
26
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100 -летие Артека
1
27
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения
П. И. Чайковского
1
28
Моя малая Родина (региональный и местный компонент)
1
29
Герои космической отрасли
1
30
Гражданская авиация России
1
31
Медицина России
1
32
Что такое успех? (ко Дню труда)
1
33
80-летие Победы в Великой Отечественной войне
1
34
Жизнь в движении
1