МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ»
для общеобразовательных организаций
2024/2025 учебный год
9 класс
г. Торопец, 2024 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ......................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ .......................................................................................................... 5
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся .......................................................................................... 5
1.2. Направления воспитания.................................................................................................................... 6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания .................................................................................... 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ..................................................................................... 15
2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ................................... 15
Урочная деятельность ............................................................................................................................. 15
Внеурочная деятельность ........................................................................................................................ 16
1) Проведение киноурока. Требование к киноуроку и его составные части ...................................... 16
2) Инициирование и выбор направления социально значимого труда................................................ 17
3) Реализация социально значимого труда ............................................................................................ 18
4) Международный конкурс «Я созидаю будущее» ............................................................................. 19
5) Единый информационный банк социальных практик и проектов .................................................. 20
Классное руководство ............................................................................................................................. 20
Основные школьные дела ....................................................................................................................... 21
Внешкольные мероприятия .................................................................................................................... 21
Организация предметно-пространственной среды ............................................................................... 21
Профилактика и безопасность ................................................................................................................ 22
Социальное партнерство ......................................................................................................................... 23
Профориентация ...................................................................................................................................... 23
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .................................................................................. 24
3.1. Модель организации социально значимого труда................................................... 24
3.2. Роль МО в реализации социально значимого труда ............................................... 24
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся....................................................................................................... 25
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КИНОУРОКОВ ...................................................................... 27
Модель организации социально значимого труда .......................................................... 29
3
Пояснительная записка
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и
творческих способностей «Интелрост» с 2016 года реализует Всероссийский культурногуманитарный проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект).
Программа воспитания Проекта составлена в соответствии с требованиями:
• Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
• Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
• Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»;
• Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
• Национального проекта «Образование» – паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287;
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732.
Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания духовно-нравственных
качеств гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных
российских ценностей.
Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030–2040 гг. со
сформированной библиотекой духовно-нравственных качеств и высоким уровнем
нравственной и социальной компетентности.
Предлагаемая
система
ориентирована
на
воспитание
у
школьников
духовно-нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления,
4
формирование морально-этических ценностей, объективной оценки собственных и чужих
поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое
кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных
возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы,
созданные на гуманистических идеалах специально для школьников и с их непосредственным
участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей к созидательной
деятельности, основанной на морально-этических принципах.
Поскольку система воспитания ориентирована на формирование и развитие
созидательных духовно-нравственных качеств личности средствами различных направлений
искусства, фильмы киноуроков являются основополагающими в создании эмоционального
отклика как движущий силы к осуществлению практических действий, направленных
на положительные изменения личности.
При разработке концепции системы воспитания духовно-нравственных качеств
личности был использован системный подход и сформирована таблица, включающая
99 нравственных понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения
в общеобразовательных учреждениях в 9 классе.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от
месяца к месяцу, от одного учебного года к другому с учетом взросления школьников, их
готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила
положительную экспертную оценку в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования» и рекомендована для использования в
процессе создания сценариев фильмов.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного
игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя,
модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя,
предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего
авторский замысел содержания, расставляющего акценты для формирования восприятия
школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный
результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям,
обладающим рассматриваемым качеством, стремление к его проявлению в действии.
Обязательным условием реализации системы воспитания является проведение
социальных практик и реализация проектов в соответствии с тематикой просмотренных
фильмов.
Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта
(https://kinouroki.org/), где формируется база данных о деятельности участников.
Материалы Проекта рекомендованы к использованию Министерством Просвещения
РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства,
семьи и воспитания Российской академии образования».
5
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовнонравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
● развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
● усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
● достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
● осознание российской гражданской идентичности;
● сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
● готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
● наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
● сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
6
1.2. Направления воспитания
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания
в соответствии с ФГОС, и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовно-нравственных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
● знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине – России, ее территории, расположении;
● сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
● понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства;
● понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий
к ним уважение;
● имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
● уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
● сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
● доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
● умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
● владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
● сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
● способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
● проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
● проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
8
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде;
● владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
● ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
● сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание:
● сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
● проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
● проявляющий интерес к разным профессиям;
● участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
● понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
● проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
● выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
● выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
и
● обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
● имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
Гражданское воспитание:
● знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
● понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
9
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
● проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
● проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
● выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
● принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
● сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру;
● проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
● проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
● знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества
в прошлом и современности;
● принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
● знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского
общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной, религиозной
принадлежности);
● выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
● выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
● сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
● проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей;
● проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
10
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
● выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
● проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
● сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве;
● ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
● выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
● проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
● умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
● способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
● уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
● проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
● сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
● участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
● выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов,
11
потребностей.
Экологическое воспитание:
● понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
● сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
● выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
● ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
● участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания:
● выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
● ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
● развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде);
● демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Гражданское воспитание:
● осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
● сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за
его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания;
● проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду;
● ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
● осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
12
● обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтерском движении, экологических, военно-патриотических и другие
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
● выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
● сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
● проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России;
● проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
● проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;
● действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм
с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
● проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам
с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
● понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
● ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности;
● обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной
культуры.
Эстетическое воспитание:
● выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
13
● проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние;
● проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве;
● ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
● понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей;
● соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
● выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
● проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения
в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;
● демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
● развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание:
● уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа;
● проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наемного труда;
● участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде
в каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации;
● выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,
к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
14
общественной деятельности;
● понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе;
● ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание:
● демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
● выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
● применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве;
● имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
● деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом своих интересов, способностей, достижений;
● обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России;
● демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
● развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
15
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Программу воспитания «Киноуроки в школах России» предлагается реализовать
в рамках основных (инвариантных) модулей, что позволит соблюдать основные принципы
единства и целостности, системности, преемственности и непрерывности, обеспечивающие
максимальную эффективность воспитательной работы со школьниками.
Принцип единства и целостности воспитательной среды опирается на систему
этических ценностей нравственных качеств, сложившихся в процессе исторического и
культурного развития государства. Взаимодействие ребенка с участниками системы
воспитания выстраивается вокруг единой задачи формирования и развития данных качеств,
что обеспечивает целостность восприятия ребенком окружающего его мира, где главными
ценностями являются добро, ответственность, созидательность, патриотизм, трудолюбие и
т. д.
Принципы системности, преемственности и непрерывности реализуются за счет
поступательного развития ребенка в период дошкольного и школьного образования (один
киноурок – один месяц, ежемесячно во всём периоде образования), в ходе которого
повышается уровень сложности как рассматриваемых нравственных понятий и принципов,
так и решаемых в ходе социального проектирования задач.
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать:
− максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся понятий о нравственных качествах
человека, традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с целью формирования нравственных качеств личности;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым понятиям и
нравственным качествам человека, событиям, явлениям, лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
− побуждение
обучающихся
соблюдать
нормы
поведения,
правила
общения
16
со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
− организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
− инициирование и поддержку общественно полезной деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых социальных практик и
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Система воспитания «Киноуроки в школах России» духовно-нравственной,
патриотической направленности нацелена на формирование созидательных нравственных
качеств личности школьников.
Воспитательные занятия (киноуроки) проводятся в рамках внеурочной деятельности и
состоят из следующих блоков:
1. Просмотр нравственно ориентированного игрового фильма на определенную
тематику в соответствии с Календарным планом киноуроков.
2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого
решаются поставленные педагогом задачи (фильм и методические рекомендации доступны
для скачивания на сайте по ссылке https://lk.kinouroki.org/).
3.
Выполнение социальной практики или проекта по теме киноурока.
4. Подведение итогов социальной практики или проекта. Рефлексия по освоению
понятия и применению нравственного качества.
1) Проведение киноурока. Требование к киноуроку и его составные части
Сквозная система проведения киноуроков:
1.
Система воспитания реализуется в период школьного обучения.
2. Каждый месяц (календарный) проводится один киноурок, в рамках которого
рассматривается одно понятие о нравственном качестве человека. За 9 учебных месяцев (один
учебный год) проводится 9 киноуроков.
3. Информация о проведенной социальной практике или проекте публикуется
педагогом на сайте Проекта в разделе «Социальные практики» (https://lk.kinouroki.org/
доступен после прохождения регистрации). Факт публикации информации о результате
социально значимого труда считается заявкой на участие в педагогическом Международном
конкурсе «Я созидаю будущее».
Обязательными требованиями к киноуроку являются:
1.
Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие
17
общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии
значений вводимых этических понятий о нравственных качествах личности человека.
Принцип введения новых понятий: один киноурок – одно понятие.
2. Обсуждение понятия, заложенного в фильм, выстраивается с учетом методических
рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия обучающихся, нацеленная
на побуждение проявить рассматриваемое нравственное качество в деле – социально
значимом труде, идея которого предлагается школьниками, а не навязывается педагогом.
3. Просмотр фильма проводится в школе или в кинотеатрах/учреждениях культуры,
где возможно обеспечить демонстрацию кинокартины в хорошем качестве. Организация
регулярного проведения просмотра фильмов киноуроков с обсуждением в кинотеатрах
возможна при поддержке данной формы работы Администрацией муниципального
образования (МО).
4. Обсуждение инициатив (идей проведения социальных практик и проектов)
организуется, в том числе, с привлечением НКО, общественных организаций и объединений,
сотрудники которых доносят до обучающихся информацию о вариантах социально значимой
деятельности, об участии в волонтерских движениях – по согласованию с педагогом школы.
5.
Проведение социальной практики, реализация социального проекта.
6. Подведение итогов социально значимого труда. Рефлексия усвоения этического
понятия и проявления нравственного качества во время проведения социальной практики,
выполнения социально значимого проекта.
2) Инициирование и выбор направления социально значимого труда
2.1. Инициатива, идея социально значимого труда исходит от учащихся. Обсуждение
идей проводится сразу после просмотра фильма и беседы. Необходимо зафиксировать в
сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в
стремлении к конкретному действию. Завершением данного этапа работы должен стать
составленный примерный план выполнения общественно полезного дела.
Реализация социально значимого труда может осуществляться в форме социальной
практики или социального проекта.
Социальная практика – общественно полезное дело, позволяющее проявить
раскрываемое в фильме качество личности на практике, инициированное классом после
знакомства с понятием, просмотра фильма и обсуждения ситуаций и поведения героев.
Социальный проект – продукт, созданный в результате общественно полезной
научно-инженерной социальной инициативы и деятельности школьников, предназначенный
для решения исследовательских и проектных задач повышенной сложности.
Цель реализации социальных практик/проектов – создание условий для развития у
детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности,
формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.
Обсуждение и выбор направления социально значимого труда может осуществляться, в
том числе с привлечением сотрудников НКО, общественных организаций и объединений,
способных направить инициативу обучающихся в русло социально значимых задач,
потребность в решении которых определена на уровне МО.
18
2.2. Социальные практики и проекты могут быть реализованы на уровне:
− класса (внутри коллектива, направленные, в том числе на сплочение, развитие
организационных навыков, навыков самоуправления, самоконтроля и др.);
− школы (с участием нескольких классов, общешкольная практика);
− за пределами школы (семья, район, город, область, страна, мир).
Следует учитывать, что максимальный воспитательный эффект социально значимого
труда возникает при расширении условий его реализации, то есть при выходе за пределы
школы и получении возможности установления контакта и опыта социального
взаимодействия с широким кругом участников.
2.3. Полноценная реализация системы воспитания возможна при условии
постепенного усложнения как вводимых понятий, так и уровня социальных практик и
проектов с расширением сфер деятельности обучающихся и круга дополнительно
привлекаемых участников. Уровень сложности выполняемых практик и проектов зависит
от возраста и особенностей развития обучающихся. Погружение в данный вид деятельности
начинается с выполнения простых социальных практик для усвоения алгоритма действия
в модели развития сознательного поведения. Усложнение социальной практики и проекта
происходит за счет увеличения времени, требуемого для ее реализации, расширения способов
действий, привлекаемых участников и др.
2.4. Типы и виды социальных практик и проектов:
a) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные
мероприятия;
б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные,
патриотические, художественные и т. д.); научно-просветительские исследовательские
мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов) и другая культурнодосуговая деятельность;
в) социально-бытовые – оказание волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам,
лицам с ОВЗ;
г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия;
мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность;
профориентационные проекты.
Возможны и другие типы и виды социальных практик и проектов.
Инициирование и реализация социальной практики в форме инновационного или
поддерживающего социального проекта позволит сформировать проектные компетенции
обучающихся и раскрыть их созидательный потенциал.
3) Реализация социально значимого труда
3.1. На этапе введения социально значимого труда в систему воспитательной работы
школы они могут выполняться силами детей и педагогов самостоятельно и с привлечением
дополнительных специалистов, в зависимости от выбранного вида, типа, уровня сложности и
19
формы (социальная практика или социальный проект).
3.2. Развитие системы работы предполагает взаимодействие с НКО, общественными
организациями и объединениями как с соорганизаторами и соисполнителями социальных
практик и проектов. Взаимодействие школы и НКО, общественными организациями и
объединениями, выстраивается на постоянной (договорной) или краткосрочной основе –
разовое привлечение специалистов к совместной реализации социально значимого труда.
Работа НКО, общественных организаций и объединений со школой на постоянной
основе является наиболее приемлемой формой, поскольку позволяет:
– школе – выстраивать систему воспитания с постоянным штатом специалистов,
владеющих информацией о формах работы, существующем у обучающихся опыте
волонтерской деятельности и др.; иметь постоянную поддержку в организационных вопросах
реализации социальных практик и проектов; получать актуальную информацию
о потребностях МО в решении социально значимых задач силами волонтеров;
– НКО, общественным организациям и объединениям – выстраивать собственную
систему работы в соответствии с целями и задачами, обозначенными в Уставе организации;
сформировать содержание деятельности, подлежащее финансовой поддержке в виде грантов и
субсидий, выделяемых из федеральных и местных бюджетов, а также обеспечить возможность
участия в открытом конкурсе (тендере), проводимом МО в целях реализации планов развития
МО.
3.3. Школы, активно включенные в реализацию системы воспитания, получают
возможность формирования внушительного портфолио и выстраивания системной
содержательной деятельности, ориентированной на решение стратегических государственных
задач, что является выигрышной основой для получения грантов на реализацию намеченных
планов.
3.4. Реализация социально значимого труда школой совместно с НКО, общественными
организациями и объединениями обладает объективно более высоким уровнем формирования
и развития гражданской идентичности, ответственности и сознательности обучающихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения социальных практик и проектов, лежат в плоскости задач
государственного значения, поскольку удовлетворяют запросам развития человеческого
потенциала МО, способствуют привлечению социально ориентированных структур к решению
общественно полезных задач по региональным и муниципальным программам, объединению
усилий МО, институтов образования и гражданских институтов в деле социального развития
региона, укрепления межнациональных (межэтнических) культурных связей и др.
3.5. Реализация социально значимого труда в форме социально значимых проектов
позволяет школе: расширить формы и методы воспитательной работы, возможности
государственно-частного партнерства; включить обучающихся в инновационное и
поддерживающее
социальное
проектирование;
реализовать
активные
формы
профориентационной работы.
4) Международный конкурс «Я созидаю будущее»
4.1. Конкурс является ежегодным мероприятием, проводимым в рамках Проекта, имеет
статус международного мероприятия. Участниками конкурса являются зарегистрированные
на сайте педагоги Российской Федерации, Республики Беларусь. Педагоги ежемесячно
публикуют материалы о выполнении социальных практик и проектов в соответствии
20
с электронной формой на сайте Проекта. Информация о результате социально значимого
труда проходит модерацию и допускается до участия в конкурсе.
4.2. Цели, задачи конкурса, условия проведения, критерии оценки и информация о
сроках проведения и объявления результатов указаны в Положении, публикуемом на сайте
Проекта накануне даты начала проведения.
4.3. Информационная поддержка конкурса обеспечивается ресурсами Проекта и его
партнеров.
5) Единый информационный банк социальных практик и проектов
5.1. Единый информационный банк социальных практик и проектов формируется
на сайте Проекта в разделе «Социальные практики». Каждый участник регистрируется на
сайте, выбирая соответствующую роль, исполняемую в Проекте: педагог, родитель,
представитель НКО, МО.
5.2. Информация о социальной практике и проекте представляет собой единую систему
организационных взаимоотношений участников. Существует возможность ознакомиться с
запросами на проявление инициативы в решении социально значимых задач, а также с
примерами выполнения социальных практики проектов.
Классное руководство
Программа воспитания Проекта позволяет реализовать воспитательный потенциал
классного руководства как особого вида педагогической деятельности по следующим
направлениям:
− планирование и проведение классных часов, направленных на раскрытие
нравственных понятий и качеств человека;
− формирование условий для доверительного общения и поддержки обучающихся в
осмыслении и обсуждении значений нравственных качеств личности и последствий
нравственного выбора человека для него самого, его близких, общества, государства, мира;
совместный поиск решений вопросов, поднимаемых тематикой киноуроков;
− поддержка классными руководителями инициативы школьников в реализации
социальных практик, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
− сопровождение социальных практик и проектов классного, школьного и
внешкольного уровня, позволяющих поддерживать инициативу обучающихся с разными
потребностями и способностями, обеспечить возможности для самореализации школьников,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, становясь для них авторитетом,
задающим образцы поведения;
− сплочение коллектива класса в процессе реализации различных видов социально
значимого труда;
− проведение мониторинга особенностей личностного развития обучающихся в
процессе проведения киноуроков;
− организация и проведение родительских собраний с целью информирования
родителей о процессе и результатах воспитательной работы в системе «Киноуроки в школах
России»;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению социальных практик и проектов.
21
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривать выполнение следующих видов социальных практик и проектов:
может
−
участие во всероссийских и международных акциях, проводимых в рамках
системы воспитания «Киноуроки в школах России» и акциях, посвященных значимым
событиям в России, мире;
−
общешкольные
праздники,
ежегодные
музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия,
региональными праздниками, памятными датами;
творческие
(театрализованные,
связанные с общероссийскими,
−
социальные практики и проекты, совместно реализуемые обучающимися и
педагогами, в том числе с участием родителей, представителей НКО и общественных
организаций, администрации МО (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и др. направленности);
−
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей поселения;
−
коллективные творческие дела гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности на
разновозрастных сборах и многодневных выездных событиях.
Внешкольные мероприятия
Реализация
предусматривать:
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
может
− внешкольные социальные практики и проекты, в том числе организуемые совместно
с социальными партнерами общеобразовательной организации, учреждениями культуры и
НКО;
− выездные события с проведением коллективных творческих дел, в процессе которых
реализуется инициированная школьниками социальная практика.
Организация предметно-пространственной среды
Социальные практики и проекты могут быть направлены на создание предметнопространственной среды школы и предусматривать совместную деятельность по инициативе
обучающихся:
− создание и оформление тематических стендов (современных и исторических,
точных и стилизованных, географических, природных, культурологических) с изображениями
значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
22
− создание и поддержание в общеобразовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения, новости);
− разработка и реализация проектов мест гражданского почитания лиц, мест, событий
в истории России (музей, мемориал воинской славы, памятник, памятная доска и др.) в
помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории;
− создание, оформление и обновление мест новостей, стендов в помещениях,
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
− создание, подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
− озеленение территории при общеобразовательной организации;
− разработка проектов, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
− проектирование и создании стеллажей свободного книгообмена, на которые
обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги,
брать для чтения другие;
− инициация и реализация проектов по благоустройству оформлению пришкольной
территории;
− участие в разработке и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн).
Профилактика и безопасность
Применение системы воспитания Проекта в общеобразовательной организации
помогает в реализации воспитательного потенциала профилактической деятельности
заключается в следующем:
− вовлечение обучающихся через социально значимый труд в проекты, программы по
профилактике социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами.
− организацию превентивной работы с обучающимися в процессе реализации
социально значимого труда и киноуроков в целом со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению.
Социально значимый труд помогает решать вопросы:
− по профилактике правонарушений, девиаций посредством
созидательной деятельности, альтернативной девиантному поведению;
организации
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
23
поведением), отвлекая от участия в их деятельности через участие в созидательном труде –
социальных практиках;
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты) через воспитание нравственных
качеств в коллективной деятельности и созидательном труде – социальных практиках.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства при реализации
настоящей программы может предусматривать:
− участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в реализации социальных практик и проектов по итогам
проведения киноуроков;
− участие представителей организаций-партнеров
соответствующей тематической направленности;
− проведение
на
базе
организаций-партнеров
соответствующей тематической направленности;
в
проведении
киноуроков
отдельных
киноуроков
− проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
вопросов, касающихся реализации социальных практик и проектов;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной
организации может предусматривать:
− проведение профориентационных киноуроков, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
− проведение профориентационных игр (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы) на этапе обсуждения фильма, расширяющих знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы с целью выполнения по итогам посещения
социальных практик профориентационной направленности;
− в рамках выполнения социального проекта – совместное с педагогами изучение
обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования.
24
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Модель организации социально значимого труда
Для решения задач реализации социально значимого труда необходимо объединение
усилий гражданских институтов, институтов образования и власти, их заинтересованность
в согласованных действиях, направленных на воспитание подрастающего поколения.
Модель организации социально значимого труда позволяет каждому участнику решать
собственные задачи, отвечающие существующим полномочиям и потребностям. При этом
достигаются общие цели воспитания нового поколения в развивающейся комфортной среде,
где созданы условия для формирования личной ответственности и социальной и
интеллектуальной компетентности (Приложение 1).
В разработанной модели реализации социально значимого труда участниками
выступают:
1. Образовательные учреждения.
2. Органы исполнительной власти (администрация муниципальных образований (МО).
3. Некоммерческие организации (НКО), общественные организации и объединения,
деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию
социально значимых задач.
Описанный вариант реализации социальных практик является примерным и может быть
скорректирован в соответствии с существующими условиями и возможностями участников.
3.2. Роль МО в реализации социально значимого труда
МО выполняют организационную, координирующую и стимулирующую функции
в реализации социальных практик и проектов:
А) организационная составляющая проявлена:
− в организации просмотра фильмов на базе кинотеатров и учреждений культуры,
расположенных на территории МО;
− в выстраивании взаимодействий с местными НКО, общественными организациями
и объединениями, деятельность которых направлена на решение социально значимых
задач и организацию молодежных волонтерских движений;
− МО по запросу школ предоставляют актуальную информацию о планах развития и
текущих социальных потребностях МО (благоустройство территорий, волонтерская
адресная помощь ветеранам и пенсионерам, проведение культурных, досуговых
мероприятий для различных групп населения, в том числе направленных на укрепление
межнациональных (межэтнических) отношений и др.);
− в обеспечении информационной поддержки процесса реализации социальных
практик и проектов местными СМИ;
Б) координируя решение поставленных социально значимых задач, МО оказывает
содействие школам и НКО, общественным организациям и объединениям при реализации
социальных практик и проектов, согласовывает проведение мероприятий, отвечающих
задачам плана развития МО;
В) стимулируя школы к реализации социальных практик и проектов, администрация
МО отмечает деятельность наиболее активных обучающихся и педагогов, поощряя
проявленную инициативу в решении социально значимых задач МО.
25
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в
совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной
позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на следующих
принципах:
− публичности и открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
− сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награды).
Администрация муниципального образования организует торжественное награждение
сувенирной продукцией, предназначенной для популяризации нравственных качеств,
положительных образов киногероев и продвижения смыслов фильмов, раскрывающих
ценностные качества личности человека.
Поддержка обучающихся, школьных классов может заключаться в сопровождении
социально значимого труда, обеспечении их необходимыми ресурсами.
27
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КИНОУРОКОВ
Класс
Период
9 класс
Сентябрь
Киноурок «Отыщи моё сердце»
(любовь
к природе)
Октябрь
Киноурок
«Александр» (ответственность за свои поступки
перед другими)
Ноябрь
Киноурок
«Где живёт любовь»
(любовь)
Декабрь
Киноурок
«Здесь есть душа» (единение,
согласованность)
Январь
Киноурок
«Город крылатого коня» (вдохновение)
Февраль
Киноурок
«Две девушки и скейтбордисты» (великодушие)
Март
Киноурок
«Письма»
(целомудрие)
Апрель
Киноурок
«Там, где мечтают медведи» (ответственность перед миром и
человечеством)
Май
Киноурок
«Крепость» (патриотизм как чувство
ответственности
за будущее Родины)
27
28
Учитывая разный режим проведения киноуроков в школах, возможны повторы фильмов,
рекомендуемых к показам. В случае, если какой-то из предложенных киноуроков уже был проведен
в вашем классе, рекомендуем самостоятельно выбрать фильм из предложенного ниже полного
перечня всех киноуроков, приведенного в таблице ниже. Педагоги, работающие в системе
воспитания не первый год, ориентируются на таблицу в Программе воспитания «Киноуроки в
школах России» и проводят соответствующий возрасту и восприятию обучающихся киноурок. Так
же возможны замены по мере выхода новых фильмов. Вся информация публикуется на сайте
Проекта.
Обратите внимание! Обсуждение качеств проводится соответственно возрасту детей и уровню
их подготовки.
.
28
Фильм
Качество
1.
«Великий»
Справедливость
2.
«Честь имею»
Честь
3.
«Музыка внутри»
Милосердие
4.
«Александр»
Ответственность за свои поступки перед
другими
5.
«Дом»
Коллективизм
6.
«Навсегда»
Отвага
7.
«Интервью с неудачником»
Единство слова и дела
8.
«Школьные ботаны»
Целеустремленность
9.
«Живой город»
Счастье
10. «Мост»
Стойкость, выносливость
11. «Редкий вид»
Усердие, добросовестность
29
Приложение 1
Модель организации социально значимого труда
29