семьеведение 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Для 9класса
на 2024 – 2025 учебный год

Торопец, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» ........................................................................................................... 8
Личностные результаты.......................................................................................... 8
Метапредметные результаты ............................................................................... 10
Предметные результаты ....................................................................................... 13
Содержание курса внеурочной деятельности «Семьеведение» ........................... 15
Тематическое планирование .................................................................................... 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для
5–9 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской
Федерации
от 09.11.2022 г. № 809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по сохранениюи
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальныхпрограмм
обучения
и
воспитания,
способствующих
формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание
детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому
поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,в том числе
посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить
проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и
передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных
нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем,
что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке
основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых
людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности
крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего
образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано
важностью
целенаправленной
просветительской и
воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
4

– формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся
с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения
проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе
придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый
диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуальногожизненного опыта;
– развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности
поколений;
–
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению,
к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье,
институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие
их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
5

– содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся
в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности
обучающихся должны быть конкретизированыс учетом возрастных особенностей и запросов
обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью
выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а
также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.
Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во
внеурочное время в следующих вариантах:
– для младших подростков (5–7 классы);
– для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать
только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание программы курса внеурочной
деятельности не ведет к нарушению его содержательного единства и ориентирует педагогов
на необходимость учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать какпредметом
дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов
выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы
программы позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,
социокультурные,
правовые,
экономические,
психологические,
нравственные), позволяющие обучающимся ознакомитьсяс основами семьеведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
6

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного
образа
семьи,
родительства
(отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительскойсемье, классе,
школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание
российской
идентичности
в
поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также
правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведенияв интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной
среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– выявлять
и характеризовать
существенные
признаки
социальных
явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной
задачи;
– делать
выводы
с использованием
дедуктивных
и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поискеи отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциив соответствии
с целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачии поддержание благожелательности
общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
8

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной
работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственностии проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее
роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих
9

семейные отношения,включая правовые нормы;
– осознание значимости крепкой семьи, брака как ценностив современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую
духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории
народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
– умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений с
использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для
написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе
со старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
– умение решать в рамках изученного материала познавательныеи практические
задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людейс точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы, связанные с личными и семейными финансами,в том числе при планировании
семейного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы
10

создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей
мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и бракв современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности
ребенка,
его
духовно-нравственного
становления,
интеллектуального
роста,
профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранениии развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная)
семья как исторический феномен.
Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательнойроли в
современном обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древои правила его
реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории
семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения
в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное
чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций.
Известные многодетныесемьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка
как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей
и детей. Образ семьив художественных произведениях второй половины ХХ – начала
XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительноевзаимодействие
родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общениес братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
11

Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с
бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими
поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных
традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детейкак своего
«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и
способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и
сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у
семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания молодой
семьи с детьми вместесо своими родителями или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейныйбюджет и
финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых
организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального
расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства
дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных
регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
12

Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детскородительских отношений. Важностьблагоприятного семейного психологического климата
для развития ребенкав семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как
важный компонент благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг
друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения
уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушногои неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и
отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути
выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность
правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с
детьми как основа гармоничных взаимоотношений.Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком
варианта решения жизненнойпроблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на
приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествийв сплочении
семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейноговыездного мероприятия.
Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и путешествий
(на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая
активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд,
полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы
13

физического и психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового
питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни
семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности
для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия
(зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернетприложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры
участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях Россиии региона
(ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность
социальных
служб
(организаций)
по
поддержке
семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.
Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные
права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое
имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным
имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейныеотношения
детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
финансовую и предпринимательскую
деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем курса

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего

1

создается семья?

1.2

Семья как ценность
для ребенка

1

Семья в различные исторические эпохи –

Беседа на основе презентации «Семья

от древности до современности: мотивы

в различные исторические эпохи».

создания семьи и вступления в брак.

Анализ репродукций картин известных

Семья и духовно-нравственные ценности.

художников, посвященных семье в разные

Выбор спутника жизни. Особенности

исторические эпохи.

брачно-семейных отношений. Изменение

Создание плаката «Современная семья».

ролей мужчины, женщины и детей в семье.

Дискуссия на тему «Выбор спутника

Семья и брак в современном обществе

жизни»

Крепкая семья, основанная на любви,

Беседа и создание схемы «Значение семьи

как основа для формирования у ребенка

в жизни человека».

чувства безопасности и ощущения счастья.

Анализ предложенных ситуаций,

Важность для ребенка материальной

показывающих влияние семьи на жизнь

и психологической поддержки

подростка

со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
15

духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,
профессионального и социального
самоопределения
1

Семья как среда, ориентированная

Сопоставление иллюстраций, отражающих

на создание уникальных условий

психологические отношения родителей

для саморазвития и личностной

и подростка (взаимное доверие/недоверие;

самореализации детей и родителей.

рациональная оценка/недооценка;

Эмоциональное взаимопонимание между

поддержка и сочувствие/равнодушие;

родителями и детьми, сочувствие и принятие

адекватные требования/неадекватные

ребенка в семье

требования) для создания правил
выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семья и ее роль
в обществе

1

Семья как первичная ячейка общества,

Беседа «Семья и ее основные функции».

ее важность в самосохранении и развитии

Анализ примеров семей по страницам

общества. Семья и ее основные функции.

художественной литературы, кинематографа

Репродуктивная функция семьи и ее
значение в решении демографических
проблем современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический

16

феномен. Социализирующая функция семьи
и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе
Итого по разделу

4

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

1

Родословная моей семьи. Семейное

Составление родословных

(родовое) генеалогическое древо и правила

на основе предложенных учителем

его реконструкции (описания)

и/или обучающимися макетов

Важность сохранения исторической памяти

Беседа на основе презентации «Способы

о поколениях рода (семьи). Способы

сохранения исторической памяти о семье».

передачи информации о связи поколений

Составление схемы «Как в моей семье

и родственных отношениях: семейные

сохраняется память о поколениях».

архивы, фотоальбомы, мемуары.

Знакомство с электронными ресурсами,

Примерная модель поиска и обработки

позволяющими искать и обрабатывать

информации по истории семьи (рода)

информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий

1

Предания и традиции моей семьи. Ценности

Проектная деятельность «Предания

семьи, передающиеся из поколения

и традиции моей семьи».

в поколение. Семейная память и семейная

Практикум «Семейные традиции»

гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные
17

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания
и сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи
2.2

Родители

1

Особая роль и ответственность родителей

Обсуждение отрывков из художественной

в современной семье. Роль мужчины

литературы, кинофильмов,

в семье. Отцовство. Роль женщины в семье.

мультипликационных фильмов

Материнство. Любовь, взаимное принятие

о гармоничных отношениях в семье.

и поддержка как базовые ценности

Создание облака слов на тему «Ценности

взаимоотношений супругов между собой,

семьи»

а также родителей и детей. Образ семьи
в художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.)
1

Особенности выстраивания

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».

взаимоотношений между родителями

Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я

и детьми в зависимости от их возраста

оказался на месте своих родителей, то...»

и изменений в социальном статусе.
Уважительное взаимодействие родителей
и детей
2.3

Братья и сестры

1

Конструктивное взаимодействие детей

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами. Общение с братьями

с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо

18

и сестрами в семье – необходимый опыт

ли быть единственным ребенком в семье»,

для создания в будущем собственной семьи.

«Нас в семье двое/трое», «У меня много

Отношения братьев и сестер

братьев и сестер».

в художественных произведениях

Составление правил конструктивного

(мультипликация, кино, литература).

взаимодействия с братьями и сестрами.

Проблема психологического неприятия

Обсуждение кейсов о конструктивном

и конкуренции между разновозрастными

взаимодействии детей с братьями и сестрами

и сводными детьми в семье и пути ее
преодоления
2.4

Чем ценны отношения

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,

Анализ иллюстраций на тему

внуков с бабушками

эмоционально теплое общение внуков

«Межпоколенное общение».

и дедушками?

с бабушками и дедушками. Уважительное

Анализ ситуаций, отражающих

отношение к старшим членам семьи.

конструктивное взаимодействие внуков

Чувство благодарности старшим. Почитание

с бабушками и дедушками, для выработки

старших в семье. Забота о пожилых членах

бесконфликтной стратегии поведения.

семьи, помощь по дому. Межпоколенное

Практикум «Уважение к старшим и помощь

общение как способ передачи и усвоения

в семье»

1

накопленного старшими поколениями
жизненного опыта и духовно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их восприятия.

19

Доверительное общение внуков
с бабушками и дедушками
2.5

Многообразие родственных отношений.

Игра «Самое главное качество моего

и дальние

Важность поддержания добрых

родственника» на основе родословной.

родственники

и уважительных родственных отношений

Продолжение разработки коллективной

для сохранения межпоколенных связей

электронной энциклопедии «Семья – наша

и семейных традиций

ценность»

Место проживания семьи и важность его

Составление облака слов «Дом» на основе

восприятия для супругов и детей как своего

ассоциаций.

«дома». Дом – это место защищенности,

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»

уюта и эмоциональной теплоты.

или «Дом моей мечты»

Мои близкие

Итого по разделу

1

8

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

Что мы называем

1

своим «домом»?

Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности
3.2

Ведение домашнего
хозяйства

1

Основные составляющие домашнего

Беседа на основе презентации «Семейное

(семейного) хозяйства. Хозяйственно-

хозяйство в разные исторические периоды

экономическая функция семьи.

развития России».

Типичные проблемы обустройства

Разработка правил рачительного ведения

домашнего хозяйства у семей с детьми

домашнего хозяйства

и способы их решения. Плюсы и минусы
20

совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими родителями
или родственниками
3.3

Семейный бюджет

1

Важность планирования и учета семейных

Анализ схемы «Семейный бюджет».

доходов и расходов. Семейный бюджет

Решение практических задач, направленных

и финансовая «подушка безопасности».

на планирование и учет семейных доходов

Равноправие мужа и жены в решении

и расходов

финансовых вопросов, открытость семейных
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного
бюджета. Возможности использования
семьями услуг финансовых организаций –
вклады, кредиты, инвестиции
1

Способы экономии семейного бюджета

Решение практических задач, направленных

и статьи, на которых не следует экономить.

на выявление рациональных способов

Карманные деньги детей. Основные

расходования карманных денег

приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
и цели их использования
3.4

Семейный быт

1

Красота, комфорт и уют в доме. Важность

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе

совместных усилий родителей и детей

предложенных карточек (иллюстрации,

в решении проблем определения

предметы интерьера).
21

оптимального бюджета, выбора стиля

Составление облака слов по теме «Уют

оформления, материалов, технических

в доме»

решений и другого для обустройства дома.
Проект обустройства дома – от идеи
до воплощения
1

Важность достижения договоренностей

Обсуждение презентации «Традиции

в распределении ролей между родителями

обустройства дома (семейного хозяйства)

и детьми для поддержания чистоты

в разных регионах России».

и порядка в доме. Традиции обустройства

Проектная деятельность по теме «Мой вклад

дома в разных регионах России

в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1

Здоровая семейная атмосфера как залог

Обсуждение пословиц, отрывков

благоприятную

устойчивости внутрисемейных отношений.

из художественных произведений,

семейную атмосферу?

Доминирующие положительные эмоции,

видеосюжетов о семейной атмосфере.

тон общения, настроение, взаимное доверие

Обсуждение модели благоприятной

и открытость, взаимопомощь и поддержка

психологической атмосферы в семье.

как важные составляющие супружеских

Проектная деятельность в рамках

и детско-родительских отношений. Важность

темы «Многодетность как важный

Как создать

1

22

благоприятного семейного психологического

компонент благоприятной семейной

климата для развития ребенка в семье

атмосферы»

и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы
4.2

На чем держится

1

семья?

Нравственные основы взаимоотношений

Беседа по теме «Нравственные основы

в семье: любовь, верность, взаимная

взаимоотношений в семье».

поддержка, честность. Мужественность

Анализ учебных кейсов о конструктивном

и женственность. Умение слушать

взаимодействии членов семьи.

и слышать друг друга, допущение разных

Беседа о мужественности

взглядов членов семьи на одну и ту же

и женственности

бытовую ситуацию, умения уступать
и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи
4.3

Как избегать
конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также

Обсуждение темы общения в семье

родителей с детьми, старших детей

на основе презентации.

23

с младшими по поводу возникающих

Заполнение таблицы «Мое поведение

разногласий как важнейшее правило

в семье»

гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
1

Умения прощать и просить прощения как

Решение учебных кейсов, направленных

важные составляющие счастливой семейной

на поиск компромисса при зарождении

жизни. Компромиссы в отношениях между

конфликта в семье

супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта
1

Рост самостоятельности ребенка

Анализ кейсов, показывающих

как норма для взрослеющей личности

конструктивную поддержку со стороны

и важность правильного отношения

родителей в ситуации поиска подростком

родителей к этой тенденции. Умение

«правильного» варианта решения жизненной

родителей договариваться с детьми как

проблемы.

основа гармоничных взаимоотношений.

Обсуждение полученных результатов

Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска

24

ребенком варианта решения жизненной
проблемы
4.4

Что помогает семье

1

объединиться?

Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных семейных

важный фактор сплочения семьи.

дел на основе личного опыта и анализа

Разнообразие форм совместных семейных

информации, предложенной учителем

дел (уборка и ремонт квартиры/дома;

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей
1

Важность семейных праздников

Конкурс проектов «Моя любимая семейная

для эмоционально-психологического

игра».

сближения взрослых и детей. Игры как

Обсуждение результатов проектов.

важный элемент семейного досуга.

Составление алгоритма проектирования

Распространенные виды семейных игр,

семейного праздника

их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.)
1

Роль семейных прогулок, туристических

Обсуждение интересных маршрутов

походов и путешествий в сплочении семьи

для семьи на основе интерактивной карты.

и личностном развитии ее членов.

Проект «Семейное путешествие/турпоход»

25

Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
своего региона)
4.5

Здоровый образ жизни

1

в семье

Здоровье членов семьи и его роль

Обсуждение важности здорового образа

в полноценной семейной жизни.

жизни на основе презентации учителя

Здоровый образ жизни и его ключевые

и личного социального опыта.

составляющие: здоровое питание,

Составление домашнего меню

здоровый сон, гигиена, физическая
активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физического
и психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания
1

Режим здорового сна для взрослых

Обсуждение возможностей участия членов

и детей. Личная гигиена и ее влияние

семьи в оздоровительных мероприятиях

на образ жизни семьи. Способы

на территории России на основе презентации.

26

преодоления вредных привычек в семье.

Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей

Важность физической активности

семье».

для здоровья человека и способы

Продолжение разработки коллективной

ее поддержания в семье.

электронной энциклопедии «Семья – наша

Здоровьесберегающие мероприятия

ценность»

(зарядка, прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу

10

Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1

5.2

Вступление в брак

Порядок регистрации брака в Российской

Работа с фрагментами Конституции

Федерации. Брачный возраст. Порядок

Российской Федерации и Семейного кодекса

и условия заключения брака в современной

Российской Федерации.

России. Брачный договор

Обсуждение важности вступления в брак

Меры социальной поддержки семей

Обсуждение понятий «социальная

государством семей

с детьми. Социальные гарантии для семей.

поддержка», «социальные гарантии»,

с детьми

Материнский капитал и ипотека

«финансовые организации»,

Поддержка

1

1

27

для молодых семей. Меры государственной

«материнский капитал».

поддержки многодетных семей в Российской

Решение практических задач для понимания

Федерации. Звание «Мать-героиня»

возможностей использования семьями услуг
финансовых организаций

1

Деятельность социальных служб

Обсуждение деятельности социальных

(организаций) по поддержке семьи:

служб по поддержке семьи на основе

консультационная, материальная,

презентации.

юридическая, медицинская, психолого-

Знакомство школьников с электронными

педагогическая. Семейные психологи

ресурсами социальных служб

и специалисты в сфере образования
по работе с семьей
5.3

Права и обязанности
родителей и детей

1

Личные права и обязанности супругов,

Работа с фрагментами правовых источников.

равенство супругов в семье.

Игра «Права и обязанности родителей»

Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследство и наследники, дарение и другие
сделки с семейным имуществом.
Права и обязанности родителей
в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.

28

Опекунство и усыновление (удочерение) как
способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей
1

Права и обязанности ребенка в семье. Права

Работа с фрагментами правовых источников.

несовершеннолетних детей на владение,

Игра «Права и обязанности детей»

пользование и распоряжение имуществом,
финансовую и предпринимательскую
деятельность
1

Обязанности совершеннолетних детей

Работа с фрагментами правовых источников.

(с 18 лет) по отношению к своим родителям

Анализ сайта Уполномоченного

и родственникам. Роль Уполномоченного

при Президенте Российской Федерации

при Президенте Российской Федерации

по правам ребенка.

по правам ребенка

Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».