МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся учебного курса
по географии
для 5 класса
автор программы
учитель географии
Уберская Валентина Васильевна
г. Торопец, 2024
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 5 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов основного общего образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от
17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013
N 30067)
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебнометодического объединения по общему образованию).
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.02.2011 N 19644).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.282110. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
организациях.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2011 N 19993).
6.
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016)
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования".
Рабочая программа разработана учителем географии Уберской В.В. с
учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с примерной основной
образовательной программой основного общего образования
Основные цели и задачи данного курса:
создание у школьников целостного представления о Земле как планете людей,
ознакомление с разнообразием её природы и населения, формирование
представления о странах и народах,
приобретение базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимые каждому человеку
нашей эпохи.
изучение закономерностей землеведческого характера, с тем, чтобы школьники
в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели
единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать
убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли
природных условий в жизни людей.
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, статистические материалы,
современные геоинформационные технологии дня поиска, интерпретации и
демонстрации различных географических данных; применять географические знания
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических
задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания
с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей
среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания определенной территории; самостоятельному
оцениванию безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения географических
знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это
позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную
направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами
решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать
гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать
полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами,
необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного
общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению
географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях
разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География»
включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том
числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся
умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология»,
«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др.
2. Содержание курса географии в 5 классе
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского
пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических
открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на
территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании,
Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф.
Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного
полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования
верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету
и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды
движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.
Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как
система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности
таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая
карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным
признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в
природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности.
Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт.
Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта.
Географические координаты: географическая долгота. Определение географических
координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые
и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их
проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением
времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной
и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению.
Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты,
шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи
подводных глубин и их открытия.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик
Земли.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися курса географии
в 5 классе
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков,
их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей
профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития –
понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение
в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник
получит возможность научиться», относящихся к предмету географии
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно – тематический план. География. 5 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема программы
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ I
4
Кол-во
контрольных
работ
1
5
2
10
2
4
1
11
2
На какой Земле мы живем
РАЗДЕЛ II
Планета Земля
РАЗДЕЛ III
План и карта
РАЗДЕЛ IV
Человек на Земле
РАЗДЕЛ V
Литосфера – твердая оболочка земли
Всего:
34
9
Примерное тематическое планирование. География. 5 класс
( 1 час в неделю, всего35 часов)
Тема
раздела
На какой
Земле мы
живем
№
Тема урока
урока
1
Зачем нам география и
как мы её будем
изучать
2-3
Как люди открывали
Землю
4
География сегодня
Планета
Земля
5
6
7
8
9
План и
карта
10
11-12
13
Мы во Вселенной
Движения Земли
Солнечный свет на
Земле
Обобщающее
повторение по темам
«На какой земле мы
живем. Планета Земля»
Контрольная работа №
1. «На какой земле мы
живем. Планета Земля»
Ориентирование на
местности
Земная поверхность на
плане и карте
Практическая
работа №1
Количество Основные виды учебной деятельности
часов
обучающихся
1
Определять значение географических
знаний в современной жизни,
главные
задачи
современной
географии.
Выявлять
методы
2
географической науки. Оценивать ее
роль
в
жизни
общества.
1
Устанавливать основные приёмы
работы с учебником
Выявлять изменение географических
представлений у людей в древности,
в эпоху географических открытий.
Определять
вклад
учёных
и
путешественников
в развитие
географической
науки.
Систематизировать информацию о
путешествиях и открытиях
1
Приводить доказательства тому, что
Земля – одна из планет Солнечной
1
системы. Выявлять зависимость
1
продолжительности
суток
от
вращения
Земли
вокруг
своей
оси.
1
Составлять и анализировать схему «
Географические следствия вращения
Земли вокруг своей оси». Объяснять
смену времен года
1
Наблюдать действующие модели
движения Земли вокруг солнца и
фиксировать особенности
положения планеты в дни
солнцестояния и равноденствия.
Определять высоту Солнца и
продолжительность дня и ночи
1
Определять направление с помощью
компаса, Солнца, Полярной звезды,
« живым ориентирам». Определять
2
азимут. Выявлять особенности плана
местности
1
Определять с помощью условных
«Построение плана
местности»
14
Географическая карта
1
15
16-17
Градусная сетка
Географические
координаты
Практическая
работа №2
«Определение
географических
координат,
расстояний и
направлений»
Контрольная работа №
2. «План и карта»
1
2
Как люди заселяли
Землю
Расы и народы
Практическая
работа№3
«Сравнение стран
мира по политической
карте»
Обобщение по теме
«Человек на Земле»
1
Земная кора – верхняя
часть литосферы
Горные породы,
минералы и полезные
ископаемые
Движение Земной
коры
Рельеф Земли.
Равнины
Рельеф Земли. Горы
Практическая работа
№ 4 « Скульптурный
портрет Земли»
Решение
практических задач
по карте.
1
18
19
Человек на 20
Земле
21
22
23
Литосфера 24
– твердая
оболочка 25
земли
26-27
28
29
30
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
знаков изображённые объекты.
Измерять расстояние и определять
направления на местности и плане.
Составлять и читать простейшие
планы местности.
Сравнивать планы местности и
географические карты. Определять
направления по глобусу.
Систематизировать карты атласа по
охвату территории, масштабу,
содержанию.
Выявлять на глобусе и карте
элементы градусной сетки.
Определять направления и
расстояния по карте
Определять географические
координаты по карте.
Определять направления, расстояния
местоположения объектов с
помощью масштаба. Находить
объекты по координатам.
Определять по карте гипотетические
места происхождения человека и
пути
их
расселения.
Систематизировать информацию о
приспособлениях людей к условиям
жизни
Выявлять
внешние
признаки
различных
рас.
Приводить
доказательства о равенстве рас.
Определять наиболее и наимение
заселённые территории.
Находить и показывать на карте
Россию, страны соседи, наиболее
крупные государства.
Выявлять особенности внутренних
оболочек Земли. Устанавливать по
карте границы столкновения и
расхождения литосферных плит.
Классифицировать горные породы.
Описывать по плану минералы и
горные породы. Сравнивать свойства
горных пород.
Выявлять
закономерности
распределения землетрясений и
вулканизма. Устанавливать пл карте
сейсмические районы и пояса.
Наносить
на карту районы
землетрясений и вулканизма
Определять
по
картам
количественные и качественные
31
Литосфера и человек
1
32
Контрольная работа
№3. «Литосфера –
твердая оболочка
Земли»
Обобщение и
повторение изученного
материала
Итоговый мониторинг
1
33
34
1
1
характеристики равнин мира и
России. Наносить на контурную
карту равнины. Описывать равнины
по плану.
Определять
по
картам
количественные и качественные
характеристики крупнейших гор
мира и России. Наносить на
контурную карту горы. Описывать
их по плану.
Находить природные объекты на
контурной карте, определять их
координаты. Выполнять проектное
задание в сотрудничестве.
Выявлять значение литосферы для
человека.
выявлять
характер
изменения
в
результате
его
деятельности.