адаптированная программа 8 геграфия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Адаптированная рабочая программа по географии
8 класс
1 год
(сроки реализации)
Разработчики: учитель
Уберская В.В.

2024 год

Пояснительная записка
География как учебный предмет для детей с ОВЗ имеет большое значение для
всестороннего развития учащихся. Географический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать
за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является
географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая
словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им
правильно употреблять новые слова в связной речи.
Рабочая программа по географии для 8 класса разработана на основе :
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования от 17.12.2010 года
 примерной программы основного общего образования по географии в
соответствии с требованиями ФГОС ООО
 авторской программы по географии В.В.Николина, А.И.Алексеева,.
Рабочая программа по географии построена на основе линии учебно-методических
комплектов «Полярная звезда», учебник «География класс» 8 под редакцией А.И
Алексеева, Москва, «Просвещение»,2023 год.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс . На изучение географии в 8
классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Программа обеспечивает дифференцированный подход и организацию коррекционной
работы с обучающимися и направлена на достижение следующих целей:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);

на разных

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном
этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально-экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных,
учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально
и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды
для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные,
общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;

-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию
собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных
потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты,
компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения
и территориальных
организации хозяйства в связи
с природными, социально- экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды
ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных,
социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации,
понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития
страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей
личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке,
выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в
активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного
отношения к учебе.
Коррекционно - развивающие задачи предмета:
•
Развивать трудолюбие учащихся.
•
Воспитывать целенаправленность; умение довести начатое дело до конца;
самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.
•
Развивать мышление и мелкую моторику; способность к пространственному
анализу; речи; внимание; памяти.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с
рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными
предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку
миграция выпускников мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой
учились. Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом
принципе и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в
предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи, географии,
неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной работе. Изучение
социальных, экологических и культурологических аспектов помогает сформировать более
четкие представления об изучаемых объектах и явлениях, облегчает овладение многими
географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью,
включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей
действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к изучаемому
предмету. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный
подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся
получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями,
сформировать практические навыки работы в контурных картах и атласах
Особенности программы следующие:

• в основу положена программа по географии для общеобразовательных учреждений;
• проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для
детей с ОВЗ;
• реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала
перед основными темами;

2 . Содержание программы
Тема 1. Географическое пространство России (10 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь
территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время.
Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район.
Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление
России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад
исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские
первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров,
О. Крашенинников
Тема 2. Население России
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.
Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и
современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический
кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация.
Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное
население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия —
многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая
группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная
полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении
населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни.
Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской
местности.

Тема 3. Природа (24 ч)
1.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая
шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и
геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
.Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание.
Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на
рельеф и ее последствия.
.Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные
месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов,
снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация.
Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на
поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос
воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт.
Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности
зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России.
Климат своего региона.
Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство.
Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в
жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к
бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и
их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы
морей.Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход
воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
.Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот.
Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники.
Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
.Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в
жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские
пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы.
Механический состав и структура, почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные
ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны и районы (6 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природнохозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир.
Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная
держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и
широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи —
главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь
и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень
освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Учебно-тематический план
№
раздела

Наименование разделов

1.

Географическое пространство России

2

Население России

12

1

1

3

Природа России

24

3

1

4

Природно-хозяйственные зоны и
районы

13

5

Родной край
ИТОГО

Количество Практические
часов
работы
2
10

2

Контрольн
ые работы
1

1

9

1

1

68

9

6

Календарно-тематическое планирование

Наименова
№
ние раздела
п/п
и тем

1

Как мы
будем
изучать
географию
России

2

Мы и наша
страна на
карте мира

3

Наши
границы и
наши
соседи Пр.р
№1
Обозначени
е на
контурной
карте государственной
границы
России.

Кол-во часов

Сроки
прохожд
ения

1

Сравнение
по картам
географичес
кого
положения

Освоение основных правил работы с
учебником, текстовой, картографической и
иной информацией

1

1

Учимся с
«Полярной
звездой»
4

Характеристика основной деятельности
учащихся

1

Выявлять особенности географического
положения России. Определять границы РФ и
приграничных стран по физической карте.
Сравнивать ГП и размеры территории РФ и
другими странами. Определять по физической
карте и наносить на контурную карту крайние
точки. Выявлять место России среди других
стран, место в Европе и Азии. Анализировать,
сравнивать диаграммы.

Выявлять влияние ГП России на её климат и
жизнь россиян. Читать «мировую карту
холода». Сравнивать географическое
положение своего района с более северным и
более южным районами-соседями. Оценивать
выгоды ГП России. Работать с Интернетресурсами. Высказывать и отстаивать своё
мнение.

пл
ан

фа
кт

России с
географичес
ким
положением
других
государств.

Наша
страна на
карте
часовых
поясов. Пр.
р. №2
5

6

7

Определени
е разницы
во времени
для разных
городов
России по
карте
часовых
зон.

Формирова
ние
территории
России.

Учимся с
полярной
звездой.
Геополитич
еское

1

1

1

Определять положение России на карте
часовых поясов. Определять поясное время для
разных городов России по карте часовых
поясов. Определять разницу между временем
данного часового пояса и московским
временем. Объяснять роль поясного,
декретного времени в жизни и хозяйстве
людей.

Ориентироваться по карте относительно
крупных природных объектов и объектов,
созданных человеком. Выявлять специфику
разных видов районирования. Определять
субъекты РФ и их столицы по политикоадминистративной карте РФ; состав и границы
федеральных округов. Наносить на К/К
субъекты РФ, их столицы и центры.
Обозначать на К/К границы федеральных
округов, пописывать их названия и центры.
Сопоставлять информацию из разных
источников.

Стык Европы и Азии. Политические
отношения страны с 16 в

влияние
России

Выявлять специфику разных видов
районирования: географического, природного,
экономического и административнотерриториального деления РФ.
8

9

10

11

Районирова
ние России

Наше
национальн
ое богатство
и наследие.

Обобщение
и контроль
знаний по
теме
«Россия в
мире»

Численност
ь населения

1

Определять субъекты РФ и их столицы по
Политико-административной карте РФ.
Определять по карте состав и границы
федеральных округов.

1

Выявлять особенности формирования
государственной территории России, её
заселения и хозяйственного освоения на
разных этапах развития. Выявлять зависимость
между ГП и размерами территории страны и
особенностями ей заселения и хозяйственного
освоения. Систематизировать знания об
освоении территории РФ с древнейших времён
до наших дней в таблице. Подготавливать и
обсуждать презентации о русских
первопроходцах. Формулировать и отстаивать
своё мнение. Оценивать национальное
богатство страны и её природно - ресурсный
капитал.

1

Анализировать, систематизировать, обобщать
информацию о месте и значении России в
мире, в Европе и Азии.

1

Определять место России в мире по
численности населения на основе анализа
статистических данных. Определять и
сравнивать показатели ЕП населения в разных
частях страны, в своём регионе на основе
анализа статистических данных. Определять и
сравнивать показатели ЕП населения России в
разных частях страны, в своём регионе по

статданным. Наблюдать динамику численности
населения на основе анализа графика «Темпы
роста населения». Строить и анализировать
график изменения численности населения в
своём регионе. Прогнозировать темпы роста
населения РФ и её отдельных территорий.
Интерпретировать и обобщать информацию.

12

13

Воспроизво
дство
населения

Наш
«демографи
ческий
портрет»

1

Анализировать график рождаемости и
смертности населения России в 20 веке.
Сравнивать особенности традиционного и
современного типов воспроизводства
населения; показатели воспроизводства
населения в разных регионах страны с
показателями воспроизводства населения
других стран мира. Устанавливать причинноследственные связи.

1

Выявлять факторы, определяющие
соотношение мужчин и женщин разных
возрастов. Определять половой и возрастной
состав населения по статистическим данным
Строить логическое рассуждение и
устанавливать связи и обобщения на примере
карт и диаграмм. Подготавливать и обсуждать
презентации, сообщения о факторах, влияющих
на среднюю прогнозируемую
продолжительность жизни мужчин и женщин в
России и других странах.

1

Сравнивать половозрастные пирамиды разных
территорий России, своего региона. Строить
логическое рассуждение, устанавливать
причинно-следственные связи.

1

Определять по статданным крупнейшие по
численности народы РФ. Определять по карте
особенности размещения народов РФ.
Сопоставлять географию крупнейших народов

Учимся с
«Полярной
звездой»
14

15

ПР № 3
Сравниваем
половозраст
ные
пирамиды
регионов
Мозаика
народов

с политико-административным делением РФ.
Определять основные языковые семьи и
группы народов РФ. Определять современный
религиозный состав населения. Наносить на
К/К крупнейшие религиозные центры
православия, ислама и буддизма. Осознавать
свою этническую принадлежность.
Формировать осознанное, доброжелательное
отношение к языкам, традициям, ценностям
народов России.

16

Размещение
населения

17

Города и
сельские
поселения.
Урбанизаци
я

18

Учимся с
«Полярной
звездой»
СанктПетербург-

1

Выявлять факторы, влияющие на размещение
населения страны. Выявлять по различным
тематическим картам закономерности
размещения населения РФ. Анализировать
карту плотности населения, выделять
территории с наиболее высокой и низкой
плотностью населения. Сопоставлять
показатели плотности населения своего и
других регионов.

1

Определять типы поселений РФ и своего
региона проживания. Характеризовать
различия городского и сельского образа жизни.
Определять и сравнивать показатели
соотношения городского и сельского населения
в разных частях страны по статистическим
данным. Выявлять особенности урбанизации в
России. Определять территории с самыми
низкими и высокими показателями
урбанизации по тематической карте.
Определять типы городов РФ, своего региона
по численности населения, функциям, роли и
жизни страны. Наносить на К/К крупнейшие
города и агломерации страны. Обсуждать
социально-экономические и экологические
проблемы крупных городов. Определять типы
сельских поселений по числу жителей,
внешнему облику, роли в хозяйстве страны.

1

Уметь применять знания, умения и навыки
синтеза и анализа картографической,
графической, текстовой информации. Строить
логическое рассуждение, выбирать нужное и
правильное.

культурная
столица.

19

Миграции
населения.

20

Учимся с
«Полярной
звездой»
Радиальнокольцевая
планировка
Москвы

1

Определять типы и причины внутренних и
внешних миграций, основные направления
современных миграционных потоков на
территории РФ по карте, территории с
наиболее высокими показателями
миграционного прироста и убыли по
статданным. Выявлять на основе анализа карты
влияние миграций на изменение численности
населения регионов РФ. Интерпретировать и
обобщать информацию. Подготавливать и
обсуждать презентации, сообщения об
основных направлениях миграционных
потоков. Интерпретировать и обобщать
информацию. При работе в группе
обмениваться важной информацией,
высказывать и отстаивать своё мнение,
участвовать в беседе

1

Уметь применять знания, умения и навыки
синтеза и анализа картографической,
графической, текстовой информации. Строить
логическое рассуждение, выбирать нужное и
правильное.
Определять Анализировать схему состава
трудовых ресурсов и экономически активного
населения РФ. Сравнивать по статданным
величину трудоспособного и экономически
активного населения страны и других стран.
Выявлять особенности рынка труда своего
места жительства. Уметь применять схемы для
объяснения сути процессов и явлений.

21

Россияне на
рынке труда

1

22

Контрольна
я работа «
Население
России»

1

23

История
развития

1

При работе в группе обмениваться важной
информацией, участвовать в беседе. Основные
этапы формирования земной коры на
территории РФ по геологической карте и

земной
коры

24

25

26

27

Рельеф:
тектоническ
ая основа

геохронологической таблице. Определять по
карте возраст наиболее древних участков, в
какие эпохи складчатости возникли горы
России. Уметь планировать
последовательность и способ действий при
работе с картографической, текстовой и
табличной информацией. Строить логическое
рассуждение и устанавливать связи и
обобщения.

1

Рельеф:
скульптура
поверхности 1
.

Учимся с
«Полярной
звездой» ПР 1
№4 Строим
профиль

Ресурсы
земной
коры

1

Определять особенности рельефа России по
физической карте. Наносить на К/К основные
формы рельефа страны. Определять основные
тектонические структуры по тектонической
карте РФ. Выявлять зависимость между
тектоническим строением и рельефом по
физической и тематической картам. Составлять
описание рельефа по карте. Строить
логическое рассуждение, высказывать и
отстаивать своё мнение.
Выявлять внешние процессы, оказывающие
влияние на формирование рельефа страны,
взаимосвязь внешних и внутренних процессов,
формирующих рельеф. Определять по карте
основные центры оледенений, районы
распространения многолетней мерзлоты.
Объяснять влияние человеческой деятельности
на рельеф. Определять и объяснять
особенности рельефа своего региона.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Выделять основную идею текста, делать
выводы.

Построение профиля местности

Анализировать и систематизировать
информацию о полезных ископаемых РФ.
Подготавливать и обсуждать презентации,
доклады, сообщения, аналитические справки,
статьи о полезных ископаемых России и
проблемах их рационального использования.

Работать индивидуально или в группе,
обсуждать полученные результаты

28

29

30

31

Выявлять зависимость между размещением
полезных ископаемых и строением земной
коры на основе сравнения и сопоставления
физической карты и карты строения земной
коры. Наносить на К/К месторождения
полезных ископаемых. В паре с
одноклассником формулировать экологические
проблемы, связанные с добычей полезных
ископаемых

П\р 5
Определени
е по картам
закономерн
остей
размещения
основных
месторожде
ний
полезных
ископаемых

1

Выявлять факторы, определяющие климат
России, закономерности распределения
солнечной радиации по территории страны.
Определять по картам количество суммарной
солнечной радиации и радиационного баланса
для разных городов и районов РФ.
Анализировать карту, объяснять изменение
количества солнечной радиации в зависимости
от географической широты и сезонов года.
Высказывать своё мнение.

Атмосферна
я
1
циркуляция

Выявлять типы воздушных масс, влияющих на
климат России. Наблюдать за изменениями
воздушных масс в своём регионе и своей
местности. Объяснять влияние соседних
территорий на климат России. Объяснять
причинно-следственные связи возникновения
циклонов и антициклонов. Наблюдать за
изменениями погоды в своём регионе при
приближении и прохождении тёплых и
холодных фронтов, циклонов и антициклонов.

Зима и лето
в нашей
северной
стране.

Выявлять факторы, определяющие климат
России. Раскрывать влияние ГП и морских
течений на климат РФ. Определять по картам
климатические показатели для различных
населённых пунктов и своего региона. Строить
логическое рассуждение и устанавливать связи
и обобщения на примере карт.

Солнечная
радиация.

1

Учимся с
«Полярной
звездой»
32

33

.Климатичес 1
кие пояса и
типы
климата
России.

Как мы
живём и
работаем в
нашем
климате.

1

Оценивать климатические условия отдельных
регионов страны с точки зрения их
комфортности для жизни и хозяйственной
деятельности людей. Выявлять по карте
территории с наиболее и наименее
благоприятными условиями для проживания.
Определять особенности климата своего
региона и способы адаптации человека к
данным климатическим условиям. Определять
коэффициент увлажнения для различных
территорий РФ. Анализировать карту
«Агроклиматические ресурсы». Оценивать
АКР своего региона для развития сельского
хозяйства. Выявлять особенности
распространения неблагоприятных
климатических явлений и систематизировать
знания о них в таблице. Создавать и обсуждать
презентации о роли методов изучения и
прогнозирования климатических явлений в
жизни и деятельности людей. Обсуждать
проблемы изменения климата под влиянием
естественных и антропогенных факторов.

1

Выявлять особенности морей России.
Составлять описание моря по плану.
Сравнивать моря на основе физической карты.
Подготавливать и обсуждать презентации о

Наши моря
34

Анализировать карту климатических поясов и
областей РФ, климатограммы для различных
населённых пунктов. Выявлять закономерности
распределения климатических показателей в
зависимости от климатических поясов.
Определять по карте районы распространения
разных типов климата. Обозначать на К/К
границы климатических поясов, пункты, в
которых были зафиксированы самая высокая и
самая низкая температуры воздуха; самое
большое и самое маленькое количество
осадков. Определять тип климата по описанию.
Составлять характеристику климатической
области. Анализировать график, выявлять
особенности распределения температуры и
осадков в своём регионе. Планировать способ
действий при работе с картами и текстом.
Устанавливать связи и обобщения.

природе российских морей и об их
экологических проблемах, о значении для
России Северного морского пути.
Определять состав внутренних вод на
территории РФ, падение и уклон рек России
(по выбору), типы питания, режим, годовой
сток, принадлежность к бассейнам океанов по
тематическим картам. Выявлять зависимость
между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом по тематическим картам.
Составлять описание реки по типовому
плану(по выбору). Подготавливать и обсуждать
презентации, сообщения, справки об опасных
явлениях, связанных с водами, и их
предупреждение.

35

Наши реки.

36

Учимся с
«Полярной
звездой»Пр.
р№6
1
обозначение
на к/карте
обьектов
гидросферы

Наносить на К/К моря, омывающие берега
России, Северный морской путь, крупные
порты. Наносить на К/К речные системы и их
водоразделы

Где
спрятана
вода

1

Определять типы озёр по происхождению
озёрных котловин, солёности, размерам.
Наносить на К/К крупные озёра России.
Определять по физической карте и
тематическим картам и наносить на К/К
основные районы распространения болот,
горного и покровного оледенений,
многолетней мерзлоты. Составлять описание
озера по типовому плану (по выбору). Уметь
планировать последовательность и способ
действий при работе с картографической и
текстовой информацией. Обмениваться важной
информацией, участвовать в беседе.

1

Оценивать обеспеченность водными ресурсами
страны и своего региона. Определять
особенности , пути охраны и рационального
использования внутренних вод своего региона.
Наносить на К/К крупнейшие морские порты
России. Подготавливать и обсуждать
презентации о роли рек в жизни человека и

37

38

Водные
дороги и
перекрёстки

1

развитии хозяйства России, своего региона.
Высказывать и отстаивать своё мнение,
делиться информацией.

39

Учимся с
«Полярной
звездой»
Гидрологич
еские
природные
явления

40

Почва –
особое тело

41

Растительн
ый и
животный
мир

42

Экологичес
кая
ситуация в
России

1

Систематизировать картографические данные в
таблицу. Выявлять правильные варианты
ответов. Уметь давать точную характеристику
по заданным темам. Устанавливать причинноследственные связи. Строить логическое
рассуждение

1

Определять механический состав и структуру
почв, их различие. Выделять на типовой схеме
почвенного профиля основные слои почвы, их
особенности. Выявлять основные факторы
почвообразования. Определять по
тематической карте главные зональные типы
почв и закономерности их распространения.
Наносить на К/К основные типы почв России.
Определять почвенные горизонты, свойства
главных типов почв, сравнивать их строение и
плодородия по типовым схемам.
Подготавливать и обсуждать презентации,
сообщения об изменении почв в ходе их
хозяйственного использования. Наблюдать
образцы почв своей местности, выявлять их
свойства и особенности хозяйственного
использования..

1

Определять характерных представителей
растительного и животного мира России.
Выявлять основные зональные типы
растительности

1

Оценивать экологическую ситуацию в России,
различных её регионах и своей местности на
основе анализа экологической карты,
материалов СМИ. Определять факторы,
влияющие на возникновение экологической
ситуации. Характеризовать виды
экологических ситуаций. Выявлять сущность и
пути решения экологических проблем

43

44

Экологичес
кая
безопасност
ь в России

Учимся с
«Полярной
звездой»

1

1

45

Природнотерриториал
ьные
1
комплексы
России.

46

Контрольна
я работа по
теме
«Природа
России»

47

Северные
безлесные
зоны

1

48

Учимся с
«Полярной
звездой»

1

Выявлять значение экологической
безопасности для природы и жизни людей.
Характеризовать меры экологической
безопасности. Определять значимость особо
охраняемых природных территорий для
обеспечения экологической безопасности.
Выявлять мероприятия, проводимые для
обеспечения экологи- ческой безопасности в
своём регионе
Систематизировать картографические данные в
таблицу. Выявлять правильные варианты
ответов. Уметь давать точную характеристику
по заданным темам. Устанавливать причинноследственные связи. Строить логическое
рассуждение

Выявлять различные виды природнотерриториальных комплексов. Устанавливать
факторы формирования природнотерриториальных комплексов. Оценивать
последствия изменения природнотерриториальных комплексов в результате
деятельности человека. Определять
особенности распространения антропогенных
ландшафтов и выявлять экологические
проблемы, связанные с хозяйственной
деятельностью людей. Выявлять и называть
крупные природные объекты, помогающие
ориентироваться на карте

Выявлять особенности географического
положения, климата, почв, растительного и
животного мира, занятий населения природных
зон. Наносить на контурную карту границы
природных зон и высотную поясность,
условными знака- ми показывать их
природные ресурсы. Сравнивать

Пр.р № 7
Определени
е по картам
закономерн
остей
распределен
ия
солнечной
радиации,
средних
температур
января и
июля по
территории
России.

географическое положение природных зон.
Подготавливать и обсуждать презентации об
особо охраняемых природных территориях
лесных зон. Выявлять взаимозависимости
между компонентами природы в разных
природных зонах на основе анализа
физической карты, карт компонентов природы,
схем связей компонентов в природнотерриториальных комплексах. Составлять
характеристику одной из природных зон по
типовому плану. Определять особенности
распространения антропогенных ландшафтов и
выявлять экологические проблемы зон,
связанные с основными видами хозяйственной
деятельности. Выявлять причинноследственные связи между географическим
положением и характером высотной поясности
различных горных систем России

49

Лесные
зоны

1

50
51

Степи и
лесостепи

1

52

Южные
безлесные
зоны

1

53

Субтропики
. Высотная
поясность в
горах

1

54

Учимся с
«Полярной
звездой»
Пр.р № 8
1
обозначение
на к/карте
природных
зон России.

Систематизировать картографические данные в
таблицу. Выявлять правильные варианты
ответов. Уметь давать точную характеристику
по заданным темам. Устанавливать причинноследственные связи. Строить логическое
рассуждение

55

Великие
равнины
России –

Выявлять особенности географического
положения, геологического строения, рельефа
и климата крупных регионов России,

1

Отбирать и анализировать информацию, делать
самостоятельные выводы. Сопоставлять карту
природных зон и график «Смена природных
зон с севера на юг». Сравнивать природнохозяйственные зоны России. Составлять
характеристику природно-хозяйствен- ной
зоны по плану. Сопоставлять карты природнохозяйственных зон и плотности населения,
делать выводы. Анализировать карту
«Зональная специализация сельского
хозяйства». Описывать особенности жизни и
хозяйственной деятельности людей в сельской
местности разных природных зон.
Систематизировать знания о природных

ВосточноЕвропейска
я и ЗападноСибирская

56

Горный
каркас
России –
Урал и горы
Южной
Сибири

1

57

Регионы
многолетне
й мерзлоты
– Восточная
и СевероВосточная
Сибирь

1

58

Экзотика
России –
Северный
Кавказ,
Крым и
Дальний
Восток

1

59

Обобщающ
ее
повторение
и контроль
по теме:
«Природнохозяйственн
ые зоны и
районы»

1

60

Особенност
и физикогеографичес
кого
положения
родного
края. Пр.р
№9
Нанесение

1

устанавливать черты их сходства и различий.
Систематизировать знания о природных
регионах в таблицах. Находить на карте и
наносить на контурную карту географические
объекты. Анализировать схемы высотной
поясности и устанавливать набор высотных
поясов в горах Урала и Южной Сибири.
Выяснять по тематическим картам влияние
природных условий на размещение населения
на Урале и в Южной Сибири. Подготавливать и
обсуждать презентации об уникальности
Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока

Систематизировать картографические данные в
таблицу. Выявлять правильные варианты
ответов. Уметь давать точную характеристику
по заданным темам. Устанавливать причинноследственные связи. Строить логическое
рассуждение

Нанесение на контурную карту объектов,
характеризующих географическое положение
родного края.

на
контурную
карту
объектов
родного
края
Изучение закономерностей рельефа

61

Геологическ 1
ая история и
рельеф терр
итории.
Полезные
ископаемые.

на примере своей местности.

62

Особенност
и климата
родного
края.

63

Разнообрази 1
е
внутренних
вод. Реки,
озера,
болота,
подземные
воды.

Выявление закономерностей территориального
распределения климатических показателей
(солнечной радиации, радиационного баланса,
тепла и влаги) на основе данных региона
проживания. Наблюдения за изменениями
погоды в своей местности в течение 1-2 недель,
объяснение изменений,

1

64

Закономерн
ости
распростран
ения почв.

сравнение с данными, опубликованными в
средствах массовой

65

Природные
комплексы

1

информации (в т. ч. в сети Интернет).

1

Расчет основных гидрологических параметров
для одной из рек родного края.

66

Охрана и
преобразова
ние
природы
родного
края.

1

67

Учимся с
«Полярной
звездой»

Систематизировать картографические данные в
таблицу. Выявлять правильные варианты
ответов. Уметь давать точную характеристику
по заданным темам. Устанавливать причинно-

1

следственные связи. Строить логическое
рассуждение

68

Итоговый
урок
«Физическа
я география
России»
Итого:

1

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».