Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая
гимназия имени святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России
Программа воспитания
5-11 классы
на 2024– 2025 учебный год
ТОРОПЕЦ, 2024
1
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...4 стр
I.Целевой раздел……………………………………………………………………...5 стр
1.1 Цель и задачи воспитания……………………………………………………….6 стр
1.2 Направление воспитания………………………………………………………..8 стр
1.3 Целевые ориентиры воспитания………………………………………………..10 стр
II.Содержательный раздел…………………………………………………………..16 стр
2.1 Уклад образовательной организации……………………………………………16 стр
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…………………..19 стр
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность»………………………………………………19 стр
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность»……………………………………….....20 стр
2.2.3 Модуль «Классное руководство»………………………………………………21 стр
2.2.4 Модуль «Основные гимназические дела»………………………………….....23 стр
2.2.5 Модуль «Внегимназические мероприятия»……………………………………25 стр
2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды»………..26 стр
2
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными пред
ставителями)»…………………………………………………………...……28 стр
2.2.8 Модуль «Самоуправление»………………………………………..…..28 стр
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»………………………….…30 стр
2.2.10 Модуль «Социальное партнёрство»………………………………….32 стр
2.2.11 Модуль «Общественно полезный труд»……………………………..34 стр
2.2.12 Модуль «Я – православный гражданин-патриот»…………………..35 стр
III.Организационный раздел
3.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………………..36 стр
3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………….37 стр
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями……………………………………………………………….…………37 стр
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся……………………………………………………………………………38 стр
3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………………..41 стр
Приложение……………………………………………………………………….…......46 стр
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее — Программа) служит
основой для разработки рабочей программы воспитания основной образовательной программы
общеобразовательной организации.
Программа разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020
№ 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Феде- рации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней
общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается
с
участием
коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов родителей
4
(законных
представителей);
реализуется
в единстве урочной
и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ I . ЦЕЛЕВОЙ
Участниками
образовательных
общеобразовательной
отношений
организации,
являются
обучающиеся,
их
педагогические
родители
и
другие
(законные
работники
представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии
с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
5
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми акта- ми Российской Федерации в сфере
образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
6
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального на- рода Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание
российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом.
7
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
•
гражданское
воспитание
—
формирование
российской
гражданской
идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
•
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
•
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-
8
нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
•
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
•
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
•
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и
других
людей),
ориентация
на
трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
•
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного
отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
•
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы
и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
9
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые
ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий
готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
10
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
11
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно- нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
12
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание его
влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
13
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных
знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий
в
решении
практических
трудовых
дел,
задач
(в
семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
14
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность
к осознанному
выбору
и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
15
Ориентированный в деятельности на
систему научных
представлений
о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни МБОУ Торопецкой гимназии и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад учреждения удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной
организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся события, деятели в её истории;
16
Много известных людей прославивших Россию имели исторические корни в Торопце и таких же
провинциальных городах пронизанных духом православия, стремлением самопожертвования ради судеб
людей и страны в целом. Надеемся, что православные корни Торопецкой земли заложенные в гимназии
Святителя Тихона, позволят в дальнейшем гордиться многими выпускниками, снискавшими славу в
богатстве души, стремлением к чистоте помыслов, в сохранении чести и достоинства своего рода.
Что является главной основой воспитания в гимназии современного человека? Чтобы по окончании школы
выпускник вступая во взрослую жизнь имел не только определённый багаж знаний по предметам, но
главное имел сформированную высокую нравственную позицию.
Особое внимание в гимназии уделяется духовно-нравственному воспитанию на основе канонов русской
православной церкви. Здесь свято чтут традиции Православия.
Трудовое воспитание в гимназии в приоритете, ведь только труд является мерилом всех качеств человека,
предупреждает праздность, даёт прекрасное занятие, воспитывает личность.
Дети заинтересованы в собственном труде, желании помочь одиноким пожилым людям, вносят свою
лепту в благоустройстве родного города. Гимназия имеет учебно-опытный участок, поэтому что такое
труд гимназисты знают не понаслышке.
Процессы образования и воспитания теснейшем образом взаимосвязаны между собой. Дети всех классов
сразу по окончании уроков остаются в гимназии на внеурочную деятельность.
Занимаются во внеурочное время и научно-проектной деятельности, развитием творческого начала. В
новых отремонтированных мастерских девочки познают секреты женского рукоделия, ткут на ткацких
17
станках, вышивают бисером, лентами, осваивают ремесло шитья, учатся готовить, мальчики занимаются
резьбой по дереву, приобретают строительные навыки.
Огромный спортивный зал позволяет не только проводить уроки и секции, но и предоставляет
возможность для встреч команд из родителей, учителей и гимназистов в соревнованиях по волейболу,
пионерболу.
Литературная гостиная «Вслух» собирает ценителей русской литературной классики, где взрослые и дети
знакомятся с творчеством поэтов и писателей, читают и цитируют классиков, проходят встречи с
интересными людьми.
Жизнь гимназистов освещается в ежемесячном периодическом издании «Гимназист»,где в роли
корреспондентов выступают сами дети, организуют встречи с интересными людьми, в разделе «Литературная
страничка» дети пробуют себя в роли поэтов и прозаиков.
Многие родители являются активными участниками практически всех мероприятий гимназии, вместе с
детьми участвуют в литургиях, присутствуют на утреннем Правиле, традиционных для гимназии,
поддерживают творческие выступления детей, играют в команде родителей в спортивных соревнованиях.
Ведь только в союзе с семьей гимназия может дать каждому ребенку шанс на успех, окружить его заботой
и вниманием, защитить от отрицательного воздействия окружающего мира, несправедливости и
жестокости.
Гимназисты и педагоги активные участники всех районных творческих конкурсов. По возможности
участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах.
18
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность»
•
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
•
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых
ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
•
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;
•
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в
соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами
результатов воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
19
•
применение
интерактивных
форм
учебной
работы:
интеллектуальных,
стимулирующих
познавательную мотивацию; игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;
•
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержка
доброжелательной атмосферы;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и
выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность»
•
курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военно-
патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
•
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России,
основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению;
20
•
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской, просветительской
направленности;
•
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
•
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
•
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
•
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
2.2.3 Модуль «Классное руководство»
•
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;
•
инициирование и поддержку классными руководителями участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
•
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел,
позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения;
•
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные
вечера;
21
•
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких
правил поведения в общеобразовательной организации;
•
изучение
особенностей
личностного
развития
обучающихся
путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости)со школьным психологом;
•
доверительное общение и
поддержку обучающихся в решении
проблем
(налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений
проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
•
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
•
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства
требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между
учителями и обучающимися;
•
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных
влияний педагогов на обучающихся; привлечение учителей-предметников к участию в классных делах,
дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во
внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
22
•
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об
успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и
иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
•
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов
воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
•
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и
проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
•
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
2.2.4 Модуль «Основные гимназические дела»
•
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные
и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
•
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
•
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий
уровень
образования,
символизирующие
приобретение
новых
социальных
статусов
в
общеобразовательной организации, обществе;
23
•
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в
жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад
в развитие общеобразовательной организации, своей местности;
•
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
•
проводимые для жителей города, своей местности и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей города;
•
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс
коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической,
трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;
•
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
•
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных
школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и
другими взрослыми.
24
2.2.5 Модуль «Внегимназические мероприятия»
•
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами
общеобразовательной организации;
•
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам,
курсам, модулям;
•
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.),
организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке
мероприятия;
•
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п.,
организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
местности
российских
поэтов
проживавших
в
этой
и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
•
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально- психологического комфорта.
25
2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
•
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;
•
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;
•
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических,
художественно
оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
•
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
•
организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства
позитивной духовно-нравственной, гражданско- патриотической воспитательной направленности
(звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
26
•
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест
гражданского почитания» (особенно если общеобразовательная организация носит имя выдающего- ся
исторического
деятеля,
ученого,
героя,
защитника
Отечества и
т.
п.)
в
помещениях
общеобразовательной организации илина прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воин- ской славы, памятников, памятных
досок;
•
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации),
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического,
духовно-нравственного
содержания,
фотоотчеты
об
интересных
событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
•
разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип,
элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
•
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в
разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
•
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной
организации,
доступных
и
безопасных
рекреационных
зон,
озеленение
территории
при
общеобразовательной организации;
•
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и
игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
27
•
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на
которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги,
брать для чтения другие;
•
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями
по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
•
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
•
разработку и обновление материалов (стенды, плакаты, инсталляции и др.), акцентирующих
внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе
общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
•
создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации;
•
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам
воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
28
•
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
•
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания;
•
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители
могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных
работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
•
родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
•
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в общеобразовательной
организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
•
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий;
•
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей
целевое взаимодействие с их законными представителями.
29
2.2.8 Модуль «Самоуправление»
•
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.),
избранных обучающимися;
•
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе
управления общеобразовательной организацией;
•
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
•
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе
воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»
•
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной
организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
•
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности,
выделение и психолого- педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
30
•
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов,
коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
•
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными
обучающимися, так и с их окружением, организацию межведомственного взаимодействия;
•
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической
направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте,
на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
•
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
•
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной
девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого
общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной,
благотворительной, художественной и др.);
31
•
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
•
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-
педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально
запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.10 Модуль «Социальное партнерство»
•
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
•
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков,
внеурочных
занятий,
внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической
направленности;
•
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий,
акций воспитательной направленности;
•
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с
представителями организаций- партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни
общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
32
•
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с
организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.11 Модуль «Профориентация»
•
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
•
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания
о профессиях, способах
выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной
деятельности;
•
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы;
•
посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального,
высшего образования;
•
организацию
на
базе
детского
лагеря
при
общеобразовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут
познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той
или иной профессии, развить соответствующие навыки;
33
•
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
онлайн-курсов
по
интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
•
индивидуальное консультирование
психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
•
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в
обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных
отношений, внеурочной деятельности или дополнительного образования.
2.2.12 Модуль «Общественно полезный труд»
В плане воспитательной работы способствует личностному и профессиональному становлению
обучающихся, развитию гражданской активности.
Некоторые виды общественно полезного труда:
• дежурства (по школе, в столовой, раздевалке, на разных мероприятиях и др.);
• выполнение трудовых поручений по поддержанию чистоты и порядка, оформлению школьного
пространства;
34
• участие, помощь в создании или ремонте учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке,
мебели, инвентаря и др.;
• деятельность в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских;
• трудовые десанты, трудовые отряды;
• благоустройство пришкольной территории (проведение субботников, уборка мусора, посадка
зелёных насаждений и пр.);
• организованный сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений и т. п.;
• шефство над обучающимися младших классов (помощь при выполнении домашних заданий,
подготовке к мероприятиям и пр.);
• трудовая деятельность в рамках подготовки к классным, общешкольным и др. мероприятиям,
событиям, коллективным творческим делам (уборка аудитории, расстановка мебели, украшение
актового зала и т. п.).
Общественно полезный труд должен соответствовать возрасту, интересам и физическим возможностям
детей.
2.2.13 Модуль «Я – православный гражданин-патриот»
Для православного образовательного учреждения важным направлением является организация
систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры, воспитание человека,
способного к благотворительности, милосердию, состраданию;
формирование духовно-нравственного облика обучающихся, будущих граждан России, реализация
стандарта православного компонента образования;
35
воспитание подрастающего поколения в русле христианских традиций на примерах земного пути
ветхозаветных пророков и учителей, Господа нашего Иисуса Христа, святых апостолов, подвижников,
ревнителей православной веры, новомучеников и исповедников Земли Российской.
Виды деятельности и формы занятий:
- программы и проекты, направленные на формирование христианских добродетелей у обучающихся ,
религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- участие в богослужениях в двунадесятые праздники, молебнах, Крестных ходах;
- участие во встречах педагогов и обучающихся с батюшками;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся,
заботе о животных, живых существах, природе;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со
сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной организации, в
соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по разделению функционала,
связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной
деятельно- сти; по вопросам повышения квалификации педагогических работни- ков в сфере
воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и
36
других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных, правоохранительных и других).
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.
В МБОУ Торопецкая гимназия принято, внесения об изменении в должностные инструкции
педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных
отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с
социальными партнёрами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной
деятельности.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности
— обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники
детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одаренных, с отклоняющимся поведением, —
создаются особые условия .
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
•
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и инте- грации в общеобразовательной организации;
•
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
37
•
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого обучающегося;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению
уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо
ориентироваться на:
•
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием
адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
•
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных
средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учите- лей-логопедов, учителей- дефектологов;
•
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
38
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
•
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
•
соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации,
качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
•
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование
порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур);
•
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно
большие группы поощряемых и т. п.);
•
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и
коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность
обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
•
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей)
обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
39
•
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и социальной:
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении
классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе,
участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и
др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение
портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся,
классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в
материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся,
семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
40
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования,
установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в гимназии является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной
работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не
количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной
организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в
работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и
со- держания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
41
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на
понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального
воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления
анализа
воспитательного
процесса (предложенные направления можно
уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной
организации, контингента обучающихся и другого).
Результаты воспитания, социализации и саморазвития об учающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при
наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом сове- те.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось решить за прошедший
учебный год;
42
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предтоит работать педагогическому
коллективу.
Состояние совместной
деятельности
обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности
обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по
воспитанию, социальным педагогом, классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся
и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или
педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые
помогут проанализировать проделанную работу):
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
43
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся;
вопросы по дополнительным модулям.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать
педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по
воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии)
в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в образовательной организации
44
Приложение
Федеральный календарный план воспитательной работы.
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций.
Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы
проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям
воспитания и дополнительного образования детей.
45
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, а также
возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидар-ности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;10 сентября: Международный день
памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международныйдень музыки;
октября: День защиты животных;
октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обя-занностей сотрудников органов
внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инва-лидов;
46
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения
Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) — День памяти жертв
Холоко- ста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашист-ских войск в Сталинградской
битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебныйдолг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистамии их пособниками в годы Великой
Отечественной войны
47
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;24 мая: День славянской письменности и
культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;27 августа: День российского кино.
Дела, события, мероприятия
День государственного герба РФ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
К ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ
для 5- 11 классов
на 2024–2025 учебный год
Классы
Сроки
1 . Модуль «Урочная деятельность»
5-11
30.11.24
Ответственные
Классные руководители
48
5-11
постоянно
Индивидуальная
работа
со
слабоуспевающими и одаренными
обучающимися индивидуальным планам
работы учителей-предметников, работающих
в 5-11 классах)
5-11
Ноябрь, апрель
Исследовательская
и
проектная
деятельность школьников в рамках
реализации ими Индивидуальных и
групповых исследовательских проектов
5-11
СентябрьВсероссийская олимпиада школьников по
октябрь
общеобразовательным предметам (школьный,
муниципальный, региональный этапы)
2. Модуль «Внеурочная деятельность»
постоянно
Внеурочные
занятия
«Русскаялапта» 5-11
Внеурочные занятия «Историческое
просвещение»
5-11
Внеурочные занятия «Россия –мои
горизонты»
5-11
Еженедельные внеурочные занятия
«Разговоры о важном»
5-11
Встречи со священнослужителями
«Час духовности»
5-11
по плану
внеурочной
деятельности
по плану
внеурочной
деятельности
по плану
внеурочной
деятельности
постоянно
Учителя-предметники
Классные руководители
Учителя-предметники
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
49
«Оглянись вокруг» виртуальныйжурнал 5-11
ДДТ
5-11
Многодневные Походы и поездки
01.09.2410.07.25
05.06.2024
Живая классика
Общегимназический Осенний Кросс
5-11
5-11
29.09.24
Конкурс «Смотр! Строя и песни»
5-11
май
Орлятский круг для участников Программы 5-11
развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов
Сентябрь- май
5-11
постоянно
Трудовые десанты
8-11
февраль
Проект «Открытое образование».
Интеллектуальная командная квест-игра
«На перекрёстке наук»
3. Модуль «Классное руководство»
5-11
постоянно
Работа классного руководителясогласно
плана воспитательной работы класса
5-11
01.09.24Разговор о важном «Мы –Россия.
26.05.25
Возможности - будущее»
5-11
04.12.24
День неизвестного солдата.
Международный день инвалидов
Классные руководители
Замыслова В.И
Фролова О.Е
Классные руководители
Никитина.В.Н
Фролова О.Е.
Классные руководители
Фролова О.Е.
Елисеева А.И.
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Учителя -предметники
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
50
Классные часы ко дню освобождения
Торопца
День окончания фашистской блокады г.
Ленинграда.
День славянской письменности и культуры
5-11
22.01.25
5-11
29.01.25
5-11
24.05.25
Классные Родительские собрания
5-11
Беседа с учащимися о последствиях
ложных сообщений, о готовящихся
террористических актах
Просмотр профилактического
видеоролика «Не убей»
5-11
29.10.202429.05.2025
октябрь
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Кл. руководители
5-11
март
Кл. руководители
Мероприятия в рамках
Международного Дня толерантности
Конкурс социальной рекламы «Будьте
бдительны!»
Тренировочные эвакуации из здания
школы на случай возникновения
чрезвычайной ситуации.
Дискуссия: "Терроризм-угроза
общества"
Урок безопасности
5-11
ноябрь
Кл. руководители
5-11
февраль
Кл. руководители
5-11
1 раз в четверть
Директор школы
5-11
январь
5-11
апрель
Праздник введения во храм Пресвятой
Богородицы
5-11
04.12.24
Классные
руководители
Классные
руководители
о. Александр Кустов
Классные руково-дители
51
Рождественский бал для среднего и старшего 5-11
звена «Слава в вышних Богу и на земли мир»
15.01.25
«С днем рождения, наш небесный
5-11
Покровитель»
День защитника Отечества. «Песня всегда в 5-11
строю»
03.02.25
Праздник «Масленица к нам пришла, блинов 5-11
и маслица принесла»
«Благая весть: «Христос Воскрес!» и можно 5-11
ждать любых чудес…»
День жен мироносиц
5-11
26.02.25
«Последний звонок»
Выпускной бал
май
июнь
«День защиты детей»
5-11
5-11
май
22.02.25
30.04.25
5-11
02.06.24
4. Модуль «Внегимназические мероприятия»
сентябрь
Епархиальный этап Всероссийского конкурса 5-11
«Красота Божьего мира»
5-11
сентябрь
Первенство района «Кросс нации»
Октябрь- май
«Наследники – хранители» метапредметный 5-11
конкурс проектов и исследовательских работ
октябрь
Окружной эколого-краеведческий фестиваль 5-11
«Семья -оплот и сила государства»
Кустова А.А.
Фролова О.Е.
Классные руководители
Елисеева
А.И.
Фролова О.Е.
Классные руководители
Кустова А.А.
Фролова О.Е.
Кустова А.А.
Классные руководители
Кустова
А.А.
Классные руководители
Кустова А.А.
Кустова А.А.
Кустова А.А.
Классные руководители
Фролова О.Е.
Белавина Е.В.
Кустова А.А.
Елисеева А.И.
Кустова А.А.
Классные руководители
52
Поздравительная и добровольческая акция
для ветеранов «И, как прежде, в этот
праздник вам спасибо говорим!»
Ежегодный Всероссийский (международный)
фестиваль «Эколята - молодые защитники
природы»
Региональный этап Всероссийского конкурса
«Урожай 2024»
XX Торопецкий межрегиональный
Рождественский фестиваль детского и
народного творчества «В сиянии Рождества»
Открытый муниципальный фестиваль
художественной самодеятельности и
декоративно-прикладного и художественного
творчества ОО
5-11
октябрь
5-11
Сентябрьоктябрь
Кустова А.А.
Классные руководители
5-11
сентябрь
Замыслова В.И.
5-11
Январь
Кустова А.А.
Классные руководители
5-11
Апрель
Никитина В.Н.
Кустова А.А.
Классные руководители
Фестиваля детского и юношеского
Кустова А.А.
творчества
«Звезда Спасения»
Муниципальный этап Епархиального
5-11
Сентябрь-декабрь Классные
конкурса детского и юношеского творчества
руководители
«Малая Родина – сила России»
5.Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Выставки рисунков, фотографий
5-11
В течение года
Классные руководители
творческих работ, посвященных событиям и
памятным датам
Выпуски стенгазет к предметным неделям.
53
Оформление классных уголков, уголков
5-11
В течение года
здоровья, правил по ТБ.
Участие в акциях «Наполни сердце
5-11
В течение
добротой»,
года
Конкурс по благоустройству территории
5-11
В течение года
пришкольного участка
Оформление классов к школьным
5-11
В течение года
календарным событиям (День знаний,
Рождество, День защитника Отечества,
День Победы.
Создание стендов «Гордость школы» (фото
5-11
В течение года
отличников)
Создание стенда «Наше творчество»
6.Модуль «Взаимодействие с родителями»
5-11
В течение года
Работа семейного клуба «Православный
родитель»
5-11
СентябрьКурс «Моя семья»
май
5-11
Сентябрь- май
Информирование родителей в соцсетях об
использовании возможностей Навигатора ДО
при записи детей в кружковые объединения
5-11
По плану
Общешкольные родительские собрания
гимназии
5-11
1 раз в четверть
Семейные вечера «Вечер дружной семьи:
дети + родители»; «Вечер-портрет семьи»;
выставки работ детей и родителей по
декоративно-прикладному
и
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Кустова А.А.
Замыслова В.И.
Классные
руководители
54
художественному творчеству «Семейный
вернисаж»; «Выставка семейных талантов».
Сентябрь
Семейные праздники
«Папа, мама, я– 5-11
апрель
дружная семья»; «День Здоровья»;
7. Модуль «Профилактика и безопасность»
сентябрь
Месячник по безопасности
дорожного 5-11
движения для младших школьников .
Всероссийский открытый урок "ОБЖ" (урок 5-11
сентябрь
подготовки детей к действиям в условиях
различного рода чрезвычайных
ситуаций)
Мероприятия месячников безопасности и
гражданской защиты детей (по
профилактике ДДТТ, пожарной
безопасности, экстремизма, терроризма,
разработка схемы-маршрута
«Дом-школа-дом», учебно-тренировочная
эвакуация обучающихся из здания)
Праздничное мероприятие по ПДД
«Посвящение в пешеходы»
Всероссийский открытый урок "ОБЖ"
(приуроченный ко Дню гражданской
обороны
Российской Федерации)
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет:
Фролова О.Е.
Классные
руководители
Фролова О.Е.
5-11
Сентябрьоктябрь
Классные
руководители
5-11
сентябрь
Гаврилов Т.В.
5-11
апрель
Классные
руководители
5-11
Классные
руководители
55
Мероприятия по безопасности дорожного
5-11
ноябрь
движения «Внимание, дети!» (по отдельному
плану)
Классные часы в рамках Недели безопасного 5-11
постоянно
Интернета
8. Модуль « Социальное партнерство»
5-11
СентябрьXVIII Торопецкая Свято-Тихоновская
октябрь
конференция Пастырь добрый
5-11
май
Акция «Солдатский платок»
Классные руководители
Классные руководители
Елисеева А.И.
Кустова А.А.
декабрь
Классные
руководители
Елисеева А.И.
Кустова А.А.
Никитина В.Н.
март
Цветкова С.Ю.
февраль
Мирон П.П.
Муниципальный фестиваль-конкурс талантов 5-11
«Под знаменем Победы»
апрель
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
Конкурс рисунков «Сверкай, салют,
победными огнями!»
Акция «Мы помним ваши имена»
5-10
май
Иванов А.Н.
5-9
февраль
Кустова А.А.
5-11
Муниципальный этап Епархиального
конкурса детского и юношеского творчества
Конкурс чтецов «Россия! Встань и
5-11
возвышайся!»
Фестиваль «Театральные подмостки»
5-11
октябрь
Межшкольный турнир знатоков истории
Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
«Это помнит вся Россия»
8-9
56
Муниципальный слёт детей и молодёжи
первичных отделений РДДМ «Движение
первых» Торопецкого МО
Медиа-эстафета «Науки юношей питают»
Конкурс видеороликов «Молодежь XXI века Победителям»
Муниципальный слет школьных
медиацентров «Медиа волна»
Творческий проект - ежемесячный
виртуальный журнал ОО Торопецкого округа
«Оглянись вокруг»
5-11
сентябрь
Цветкова С.Ю.
7-11
5-11
Октябрь
Апрель
Гаврилов Т.В.
Гаврилов Т.В.
5-11
Апрель
Гаврилов Т.В.
5-11
В течении года
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
Муниципальный конкурс проектных работ
5-11
«Профессии моей семьи»
Фестиваль дополнительного образования
5-11
«Успех начинается здесь!»
Спортивно-творческие состязания «Сильные, 5-11
ловкие, защитим мы Родину»
Март
Май
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
Педагоги ДО
Февраль
Фролова О.Е.
Проект пространства самоуправления
«Самостарт»
Старт «Специальной Волонтёрской
Операции»
Муниципальный слет детей и молодёжи
первичных отделений РДДМ «Движение
первых» Торопецкого МО
Поздравительная и добровольческая акция
для ветеранов «И, как прежде, в этот праздник
вам спасибо говорим!»
Посещение выставок, концертов, экскурсий,
мастер-классов
5-11
Октябрь-апрель
Цветкова С.Ю.
5-11
В течении года
Цветкова С.Ю.
5-11
Май
Цветкова С.Ю.
5-11
октябрь
Классные
руководители
5-11
Сентябрь- май
Классные
руководители
57
9. Модуль « Профориентация»
6-11
5.09.2024Курс профориентационных занятий
22.05.2025
«Россия – мои горизонты»
5-11
март
Выставка-представление
«Профессии моей семьи»
5-11
апрель
Муниципальный этап Всероссийского
конкурса детско- юношеского творчества по
пожарной безопасности «Неопалимая
купина»
10. Модуль «Общественно полезный труд»
Классные
руководители
Кустова А.А.
Классные руководители
Иванов А.Н.
Дежурство по гимназии
5-11
Сентябрь-май (по
графику)
Заместитель директора
по
УВР, классные
руководители
Классные руководители
Дежурство в учебных кабинетах
5-11
Сентябрь –май
Генеральная уборка гимназии
5-11
Классные руководители
Генеральная уборка учебных кабинетов
5-11
1 раз в месяц
(последняя пятница
месяца)
2 раза в месяц
Чистый двор гимназии
5-11
Сентябрь –май
Чистый город
5-11
Зеленый город
5-11
Акции по пропаганде экологических знаний
5-11
Сентябрь, апрельмай
По мере
необходимости
В течение года
Администрация,
классные руководители
Администрация,
классные руководители
Администрация,
классные руководители
Учителя-предметники
Классные руководители
58
Акция «Ветераны не забыты»
5-11
В течение года
Классные руководители
Учебно-опытный участок
5-11
Май-август
Участие в волонтерских движениях
различной направленности,
благоустройство гимназии и двора
5-11
В течение года
Ответственный за работу
на
пришкольном участке
Классные руководители,
педагоги-предметники
11. Модуль «Я – православный гражданин-патриот»
Молебен на успешное начало нового
5-11
2.09.2024
учебного года
Духовный попечитель
гимназии
Тематический православный классный час
5-11
1 раз в месяц
Классные руководители
Назидательные беседы духовного
5-11
В течении года
Духовный попечитель
попечителя гимназии с обучающимися
Общегимназические литургические дни в
гимназии
5-11
В течении года
честь Двунадесятых праздников (участие в
Духовный попечитель
гимназии
богослужении)
Общегимназическая исповедь и Причастие
5-11
Декабрь
Духовный попечитель
Страстная седмица
гимназии
Великого Поста
Декада Православной культуры
5-11
Апрель
Классные руководители
«Пасхальная радость»
59
Акция «Наш храм»
5-11
В течении года
Классные руководители
Православная декада добрых дел
5-11
1 раз в четверть
Классные руководители
5-11
июнь
Кустова А.А.
5-11
1 раз в месяц
Классные руководители
5-11
По церковному
Духовный попечитель
кругу
гимназии
В течении года
Духовный попечитель
«Трудимся во славу Божию»
Трудовая деятельность отряда в летнем
оздоровительном лагере
Час беседы с батюшкой «Поговорим о
здоровье духовном»
Участие в праздничных Божественных
литургиях
Изучение правил поведения детей в храме
5-11
гимназии
Родительский православный лекторий:
5-11
1 раз в четверть
Классные руководители
5-11
13.09.2024
Духовный попечитель
«Работа гимназии в условиях новых
требований»
«Традиции православного семейного
воспитания»
«Православное воспитание и Интернет»
«Чтобы ребенок учился с интересом»
День памяти прп.
Александра Свирского
гимназии
60
Божественная литургия
День памяти св. Петра
5-11
17.09.2024
и Февронии
Духовный попечитель
гимназии
Божественная литургия
День памяти прп.
5-11
8.10.2024
Сергия Радонежского
День памяти свт.
гимназии
5-11
28.10.2024
Афанасия Ковровского
День памяти свт.
Духовный попечитель
Духовный попечитель
гимназии
5-11
Филарета Московского
Духовный попечитель
2.12.2024
гимназии
19.12.2024
Духовный попечитель
Божественная литургия
День памяти свт.
5-11
Николая Чудотворца
гимназии
Божественная литургия
День памяти святителя
5-11
23.01.2024
Феофана Затворника
Духовный попечитель
гимназии
Божественная литургия
Праздничное мероприятие «Сретение
Господне»
5-11
Февраль
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
61
Конкурс рисунков «Встреча с Богом»
5-9
Февраль
Иванов А.Н.
Кустова А.А.
День памяти патр.
5-11
22.02.2025
Тихона
Духовный попечитель
гимназии
Божественная литургия
Книжная выставка
5-11
Март
«Встреча с Богом»
День памяти блаж.
Классные руководители
Цветкова С.Ю.
5-11
7.03.2025
Матроны Московской
Духовный попечитель
гимназии
Божественная литургия
Неделя Православной
5-11
Март
книги
«Свет добра из-под
Классные руководители
Цветкова С.Ю.
5-11
Апрель
Классные руководители
обложки». Чтение книг
Никитина В.Н.
на переменах.
Иванова Н.Н.
Выставка Пасхальных
поделок и рисунков
5-9
Апрель
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
Учителя технологии и
ИЗО
62
Благодарственный молебен на успешное
5-11
Май
окончание учебного года
Божественная литургия
День памяти Феофана
Духовный попечитель
гимназии
5-11
22.06.2025
Духовный попечитель
гимназии
Затворника
63