Программа воспитания 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея России

Программа воспитания
для 1-4 классов
на 2024– 2025 учебный год

г. Торопец 2024
1

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3-4 стр
I.Целевой раздел……………………………………………………………………...4 стр
1.1 Цель и задачи воспитания……………………………………………………….5 стр
1.2 Направление воспитания………………………………………………………..6 стр
1.3 Целевые ориентиры воспитания………………………………………………..7 стр
II.Содержательный раздел…………………………………………………………11 стр
2.1 Уклад образовательной организации………………………………………….11 стр
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………….11 стр
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность»……………………………………………..13 стр
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность»………………………………………...15 стр
2.2.3 Модуль «Классное руководство»…………………………………………….15 стр
2.2.4 Модуль «Основные гимназические дела»…………………………………...17 стр
2.2.5 Модуль «Внегимназические мероприятия»…………………………………18 стр
2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды»………19 стр
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными пред
ставителями)»…………………………………………………………...……21 стр
2.2.8 Модуль «Самоуправление»………………………………………..…..22 стр
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»………………………….…22 стр
2.2.10 Модуль «Социальное партнёрство»………………………………….23 стр
2.2.11 Модуль «Общественно полезный труд»……………………………..25 стр
2.2.12 Модуль «Я – православный гражданин-патриот»…………………..25 стр
III.Организационный раздел
3.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………………..26 стр
3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………….27стр
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями……………………………………………………………….…………27 стр
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся…………………………………………………………………30 стр
3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………………..32 стр
Приложение……………………………………………………………………….…...36 стр
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее
—

Программа)

служит

основой

для

разработки

рабочей

программы

воспитания основной образовательной программы общеобразовательной
организации.
Программа разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг.
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020
№ 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных
государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
основного

общего

образования

(Приказ

Минпросвещения

России

от

31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными
рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Рабочая

программа

воспитания

предназначена

для

планирования

и

организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается

с

участием

коллегиальных

органов

управления

общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся),
советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и
другими

участниками

образовательных

отношений,

социальными

институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
3

российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей,
историческое

просвещение,

формирование

российской

культурной

и

гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской

Федерации,

локальными

актами

общеобразовательной

организации. Родители (законные представители)

несовершеннолетних

обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
определяется

содержанием

российских

базовых

(гражданских,

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные ценности

культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная
планируется

и

деятельность
осуществляется

в

общеобразовательной
в

соответствии

с

организации
приоритетами

государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
4

умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся:
Современный российский национальный воспитательный идеал
— высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми акта- ми Российской
Федерации

в

сфере

образования

цель

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты

освоения

обучающимися общеобразовательных программ включают осознание
российской

гражданской

идентичности,
5

сформированность

ценностей

самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная
планируется

деятельность
и

в

общеобразовательной

осуществляется

антропологического,

на

основе

культурно-исторического,

организации

аксиологического,

системнодеятельностного,

личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности,

возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
гражданское

воспитание

—

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему

народу,

уважения

к

другим

народам

России;

историческое

просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
6

взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни

и

эмоционального

благополучия

—

развитие

физических

способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

7

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и

любящий свою малую

родину,

свой край, имеющий

представление о Родине — России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий

участие

в

жизни

класса,

общеобразовательной

организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
8

разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую
ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к
чтению.

Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве,

творчестве

людей.

Проявляющий

интерес

и

уважение

к

отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий

стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной деятельности, искусстве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия.
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде.
Владеющий

основными

навыками

личной

и

общественной

гигиены,

безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий

и

принимающий свою половую принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
9

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.

10

Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь

и бережное отношение к природе, неприятие

действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей

деятельности

придерживаться

экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных

и

социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно - научной и гуманитарной областях
знания.

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни МБОУ Торопецкой гимназии и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.
Уклад учреждения удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские
базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытный

облик

общеобразовательной

организации

и

её

репутацию

в

окружающем образовательном пространстве, социуме.
Основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся события,
11

деятели в её истории;
Много известных людей, прославивших Россию, имели исторические корни в
Торопце и таких же провинциальных городах, пронизанных духом православия,
стремлением самопожертвования ради судеб людей и страны в целом. Надеемся, что
православные корни Торопецкой земли, заложенные в гимназии Святителя Тихона,
позволят в дальнейшем гордиться многими выпускниками, снискавшими славу в
богатстве души, стремлением к чистоте помыслов, в сохранении чести и достоинства
своего рода.
Что является главной основой воспитания в гимназии современного человека?
Чтобы по окончании школы выпускник, вступая во взрослую жизнь имел не только
определённый багаж знаний по предметам, но главное имел сформированную
высокую нравственную позицию.
Особое внимание в гимназии уделяется духовно-нравственному воспитанию на
основе канонов русской православной церкви. Здесь свято чтут традиции
Православия.
Трудовое воспитание в гимназии в приоритете, ведь только труд является
мерилом всех качеств человека, предупреждает праздность, даёт прекрасное занятие,
воспитывает личность.
Дети заинтересованы в собственном труде, желании помочь одиноким пожилым
людям, вносят свою лепту в благоустройстве родного города. Гимназия имеет
учебно-опытный участок, поэтому что такое труд гимназисты знают не понаслышке.
Процессы образования и воспитания теснейшем образом взаимосвязаны между
собой. Дети всех классов сразу по окончании уроков остаются в гимназии на
внеурочную деятельность.
Занимаются во внеурочное время и научно-проектной деятельности, развитием
творческого начала. В новых отремонтированных мастерских девочки познают
секреты женского рукоделия, ткут на ткацких станках, вышивают бисером, лентами,
осваивают ремесло шитья, учатся готовить, мальчики занимаются резьбой по дереву,
приобретают строительные навыки.
Огромный спортивный зал позволяет не только проводить уроки и секции, но и
12

предоставляет возможность для встреч команд из родителей, учителей и гимназистов
в соревнованиях по волейболу, пионерболу.
Литературная гостиная «Вслух» собирает ценителей русской литературной
классики, где взрослые и дети знакомятся с творчеством поэтов и писателей, читают и
цитируют классиков, проходят встречи с интересными людьми.
Жизнь

гимназистов

освещается

в

ежемесячном

периодическом

издании

«Гимназист», где в роли корреспондентов выступают сами дети, организуют встречи
с интересными людьми, в разделе «Литературная страничка» дети пробуют себя в
роли поэтов и прозаиков.
Многие

родители

являются

активными

участниками

практически

всех

мероприятий гимназии, вместе с детьми участвуют в литургиях, присутствуют на
утреннем Правиле, традиционных для гимназии, поддерживают творческие
выступления детей, играют в команде родителей в спортивных соревнованиях. Ведь
только в союзе с семьей гимназия может дать каждому ребенку шанс на успех,
окружить его заботой и вниманием, защитить от отрицательного воздействия
окружающего мира, несправедливости и жестокости.
Гимназисты и педагоги активные участники всех районных творческих конкурсов.
По возможности участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды,

формы

и

содержание

воспитательной

деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБОУ Торопецкой гимназии,
которые

отражены

в

инвариантных

и

вариантных

модулях.

Инвариантные модули
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность»
Максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания
на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков,

заданий,

вспомогательных

материалов,
13

проблемных

ситуаций

для

обсуждений;
•

включение

учителями

в

рабочие

программы

по

учебным

предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
•
курсов,

включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
•

выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом,

целью

и

задачами

воспитания,

целевыми

ориентирами

результатов воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной
деятельности;
•

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
•

применение

интерактивных

форм

учебной

работы:

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; игровых
методик,

дискуссий,

дающих

возможность

приобрести

опыт

ведения

конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
•

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила

общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержка

доброжелательной атмосферы;
•

организация

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
14

социально

•

инициирование и поддержку исследовательской деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность»
•

курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,

гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историкокультурной направленности;
•

курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным

культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению;
•

курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской, просветительской направленности;
•

курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;

•

курсы, занятия в области искусств, художественного творчества

разных видов и жанров;
•

курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;

•

курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

2.2.3 Модуль «Классное руководство»
•

планирование

и

проведение

классных

часов

целевой

воспитательной, тематической направленности;
•

инициирование и поддержку классными руководителями участия

класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
•

организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,
15

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
•

сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
•

выработку

совместно

с

обучающимися

правил

поведения

класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
•
путем

изучение
наблюдения

особенностей
за

их

личностного

поведением,

в

развития

обучающихся

специально

создаваемых

педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости)со школьным психологом;
•

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении

проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
•

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению

личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
•

регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и
обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
•

проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем

класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их
во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
16

•

организацию и проведение регулярных родительских собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
•

создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;

•

привлечение родителей (законных представителей), членов семей

обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
•

проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

2.2.4 Модуль «Основные гимназические дела»
•

общешкольные

праздники,

ежегодные

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы;
•

участие

во

всероссийских

акциях,

посвященных

значимым

событиям в России, мире;
•

торжественные

образования,

переходом

символизирующие

мероприятия,
на

связанные

следующий

приобретение

новых

с

завершением

уровень

образования,

социальных

статусов

в

общеобразовательной организации, обществе;
•

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, своей местности;
•

социальные

проекты

в

общеобразовательной

организации,

совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том
17

числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
•

проводимые для жителей города, своей местности и организуемые

совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в
связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей города;
•

разновозрастные

сборы,

многодневные

выездные

события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и другой направленности;
•
дела

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные
в

разных

ролях

корреспондентов,

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

исполнителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и
т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
•

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,

проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
2.2.5 Модуль «Внегимназические мероприятия»
•

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые

совместно с социальными партнерами общеобразовательной организации;
•

внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной направленности, организуемые педагогами по
изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям;
•

экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,

технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями,
представителями)

в

том

числе

обучающихся

совместно
с

с

родителями

привлечением

организации, проведению, оценке мероприятия;
18

их

к

(законными

планированию,

•

литературные, исторические, экологические и другие походы,

экскурсии, экспедиции, слёты , организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий
этой

местности

российских

поэтов

проживавших

в

и писателей, деятелей науки,

природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
•

выездные события, включающие в себя комплекс коллективных

творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся

доверительными

взаимоотношениями,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально- психологического комфорта.
2.2.6 Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
•

оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в

общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
•

организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
•

размещение карт России, регионов, муниципальных образований

(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
•

изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных
аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
19

•

организацию и поддержание в общеобразовательной организации

звукового

пространства

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-

патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
•

разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
гимназии или на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
•

оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях,

содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного

гражданско-

патриотического,

духовно-нравственного

содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся;
•

разработка и популяризация символики МБОУ Торопецкой

гимназии (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся),
используется как повседневно, так и в торжественные моменты;
•
творческих

подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций
работ

обучающихся

в

разных

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
•

поддержание

эстетического

вида

и

благоустройство

всех

помещений в МБОУ Торопецкой гимназии, доступных и безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при гимназии;
•

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей

свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
•

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с

обучающимися,

их

родителями

по

благоустройству,

гимназических кабинетов, пригимназической территории;
20

оформление

•

разработка и оформление пространств проведения значимых

событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров ;
•

разработка и обновление материалов, акцентирующих внимание

обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях,
укладе МБОУ Торопецкой гимназии, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
•

создание и деятельность гимназии, в классах представительных

органов

родительского

сообщества

(родительского

комитета

общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной
организации;
•

тематические

общегимназические

родительские

родительские

собрания

собрания
по

в

вопросам

классах,
воспитания,

взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
•

родительские дни, в которые родители (законные представители)

могут посещать уроки и внеурочные занятия;
•

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе

родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
•

родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной

организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
•

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и

проведению классных и общегимназических мероприятий;
21

•

при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без

попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
2.2.8 Модуль «Самоуправление»
•

организация и деятельность органов ученического самоуправления,

избранных обучающимися;
•

представление органами ученического самоуправления интересов

обучающихся в процессе управления гимназии;
•

защиту органами ученического самоуправления законных интересов и

прав обучающихся;
•

участие представителей органов ученического самоуправления в

разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»
•

организацию

деятельности

педагогического

коллектива

по

созданию в МБОУ Торопецкая гимназия эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
•

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и

ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого- педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным;
•

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся

групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов;
•

разработка

и

реализация

профилактических

программ,

направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением, организацию межведомственного взаимодействия;
22

•
проекты,

вовлечение
программы

обучающихся

в

профилактической

воспитательную
направленности

деятельность,
социальных

и

природных рисков в гимназии и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные
объединения, культы,

субкультуры,

группы

в

социальных

сетях;

по

безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
•

организацию

сценариями

социально

превентивной

работы

с

одобряемого поведения, по

обучающимися
развитию

со

навыков

саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям,
групповому давлению;
•

профилактику

правонарушений,

организации деятельности, альтернативной

девиаций
девиантному

посредством
поведению —

познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
•

предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в

случаях появления, расширения, влияния в гимназии маргинальных групп
обучающихся (оставивших

обучение, криминальной

направленности, с

агрессивным поведением и др.);
•

профилактика расширения групп, семей обучающихся, требующих

специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.10 Модуль «Социальное партнерство»
•

участие представителей организаций-партнёров, в том числе в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
23

воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
•

участие представителей организаций-партнеров в проведении

отдельных

уроков,

внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей тематической направленности;
•

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,

занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
•

проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций- партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
•

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых

обучающимися,педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности, ориентированных
на

воспитание

обучающихся,

преобразование

окружающего

социума,

позитивное воздействие на социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
•

профориентационные

игры

(игры-симуляции,

деловые

квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах

игры,
выбора

профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
•

экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы;
•
ресурсов,

совместное с педагогами изучение обучающимися интернетпосвященных

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим
профессиям и направлениям профессионального образования;
•
•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных

курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной
24

программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений,
внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Вариативные модули
2.2.11 Модуль «Общественно полезный труд»
В

плане

воспитательной

профессиональному

работы

становлению

способствует

обучающихся,

личностному

развитию

и

гражданской

активности.
Некоторые виды общественно полезного труда:
•

дежурства (по гимназии, в трапезной, на разных мероприятиях

и др.);
•

выполнение трудовых поручений по поддержанию чистоты и

порядка, оформлению гимназического пространства;
•

участие, помощь в создании или ремонте учебно-наглядных

пособий, книг в школьной библиотеке, мебели, инвентаря и др.;
•

деятельность в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских;

•

трудовые десанты, трудовые отряды;

•

благоустройство пригимназической территории (проведение

субботников, уборка мусора, посадка зелёных насаждений и пр.);
•

организованный сбор металлолома, макулатуры, лекарственных

растений и т. п.;
•

шефство над обучающимися младших классов (помощь при

выполнении домашних заданий, подготовке к мероприятиям и пр.);
•

трудовая деятельность в рамках подготовки к классным,

общешкольным и др. мероприятиям, событиям, коллективным творческим
делам (уборка аудитории, расстановка мебели, украшение актового зала и т. п.).
Общественно полезный труд должен соответствовать возрасту, интересам и
физическим возможностям детей.
2.2.12 Модуль «Я – православный гражданин-патриот»
Для православной гимназии важным направлением является организация
25

систематического и системного изучения православной веры, религии и
культуры,

воспитание

человека,

способного

к

благотворительности,

милосердию, состраданию;
Формирование духовно-нравственного облика обучающихся, будущих граждан
России, реализация стандарта православного компонента образования;
Воспитание подрастающего поколения в русле христианских традиций на
примерах земного пути ветхозаветных пророков и учителей, Господа нашего
Иисуса Христа, святых апостолов, подвижников, ревнителей православной
веры, новомучеников и исповедников Земли Российской.
Виды деятельности и формы занятий:
- программы и проекты, направленные на формирование христианских
добродетелей у обучающихся, религиозных и общественных деятелей,
сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- участие в богослужениях в двунадесятые праздники, молебнах, Крестных
ходах;
- участие во встречах педагогов и обучающихся с батюшками;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании
помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства
взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и
нравственного формирования личности.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной
организации, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по
разделению функционала, связанного с планированием,

организацией,

обеспечением, реализацией воспитательной деятельно- сти; по вопросам
повышения квалификации педагогических работни- ков в сфере воспитания;
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ
и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
26

(образовательных, социальных, правоохранительных и других).
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.
В МБОУ Торопецкая гимназия принято, внесения об изменении в должностные
инструкции

педагогических

деятельности,

ведению

работников

договорных

по

вопросам

отношений,

воспитательной

сете-

вой

форме

организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными
партнёрами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной
деятельности.
3.3Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности — обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов,
билингвы и др.), одаренных, с отклоняющимся поведением, — создаются особые
условия .
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
налаживание

эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими

для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся
семьям

со

построение

стороны

всех

воспитательной

и

их

участников образовательных отношений;
деятельности

с

учетом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся,

содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
27

состоянию методов воспитания;
создание

оптимальных

условий

совместного

воспитания

и

обучения

обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учите- лей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система

поощрения

социальной

успешности

и

проявлений

активной

жизненной позиции обучающихся
Система

поощрения

социальной

проявлений

успешности

активной

обучающихся

жизненной
призвана

позиции

и

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную ж и з н е н н у ю
позицию,

инициативность,

деятельность

в

максимально вовлекать их в совместную

воспитательных

целях.

Система

проявлений

активной

жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия

артефактов

общеобразовательной

и

процедур

организации,

качеству

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное

следование

порядку,

зафиксированному

в

этом

документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования

частоты

награждений

(недопущение

избыточности

в

поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
28

получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных

представителей;
дифференцированности

поощрений

(наличие

уровней

и

типов наград

позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и

социальной:

индивидуальные

и

групповые

портфолио,

рейтинги,

благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при ее организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в
конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение
портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка
обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в
материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий,
различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в
индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

благотворителей и их деятельности.
29

публичную

презентацию

3.4Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система

поощрения

социальной

проявлений

успешности

активной

обучающихся

жизненной

призвана

позиции

и

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
Система

проявлений

активной

жизненной

позиции

и

поощрения

социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся
о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия
организации,

процедур

награждения

качеству

укладу

воспитывающей

общеобразовательной
среды,

символике

общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования

частоты

награждений

(недопущение

избыточности

в

поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического

самоуправления),

представителей;

сторонних
30

организаций,

их

статусных

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системыпоощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен):
индивидуальные и групповые портфолио,

рейтинги,

благотворительная

поддержка.
Ведение

портфолио

отражает

деятельность

обучающихся

при

её

организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию

(накоплению)

артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать подтверждение личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в
конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио
класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся
или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности,
определяемой их успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов)
может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной
организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных
мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи
обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

публичность,

привлечение

благотворителей и их деятельности.
Использование

рейтингов,

их

форма,

благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции,
деятельность должны соответствовать укладу МБОУ Торопецкой гимназии,
цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями
31

родительского

сообщества во избежание деструктивного воздействия на

взаимоотношения в образовательной организации.
3.5 Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне начального общего образования, установленными
ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в гимназии
является

ежегодный

выявления

самоанализ

основных

проблем

воспитательной
и

работы

последующего

их

с

целью

решения

с

привлечением (при необходимости) внешних экспертов,специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности,

стиль

общения,

отношений

между

педагогическими

работниками, обучающимися и родителями;
-

развивающий

характер

осуществляемого

анализа

ориентирует

на

использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
подбора

видов,

форм

и

со-

держания

совместной

деятельности

с

обучающимися, коллегами,социальными партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
32

институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные

направления

анализа

воспитательного

процесса

(предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из
особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации,
контингента обучающихся и другого).
Результаты воспитания, социализации и саморазвития об учающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,

социальным

педагогом

(при

наличии)

с

последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом сове- те.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации

и

саморазвития

обучающихся

является

педагогическое

наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые
удалось решить за прошедший учебный год;
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предтоит
работать педагогическому коллективу.
Состояние совместной
Критерием,

на

основе

деятельности
которого

обучающихся и взрослых.

осуществляется

анализ

состояния

совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, социальным педагогом, классными
33

руководителями

с

привлечением

актива

родителей

(законных

представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений

классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается

на

вопросах,

(выбираются вопросы, которые помогут

связанных с качеством

проанализировать проделанную

работу):
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация

воспитательного

потенциала

внеурочной

деятельности

обучающихся;
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся;
вопросы по дополнительным модулям.
Итогом

самоанализа

является

перечень

выявленных

проблем, над

решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги

самоанализа

оформляются
34

в

виде

отчёта,

составляемого

заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного
года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в образовательной организации

35

Приложение
Федеральный календарный план воспитательной работы.
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для
образовательных организаций.
Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован
в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным
планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной
рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и
дополнительного образования детей.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной
образовательной

программы,

а

также

возрастных,

физиологических

и

психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День
солидар-ности в борьбе с терроризмом;
8

сентября:

Международный

день

распространения

грамотности; 10 сентября: Международный день памяти жертв
фашизма.
Октябрь:
1

октября:

Международный

день

пожилых

людей;

Международныйдень музыки;
октября: День защиты животных;
октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье
воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
36

4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обя-занностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30

ноября:

День

Государственного

герба

Российской

Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день
инва-лидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря:
День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27

января:

фашистской

День

полного

блокады,

День

освобождения
освобождения

Ленинграда
Красной

от

армией

крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) —
День памяти жертв Холоко- ста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецкофашист-ских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля:
День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
37

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта:
Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19

апреля:

День

памяти

о

геноциде

советского

народа

нацистамии их пособниками в годы Великой Отечественной войны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая:
День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22

августа:

День

Государственного

флага

Российской

Федерации;27 августа: День российского кино.

Календарный план воспитательной работы

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Дела, события, мероприятия
1

на 2024–2025 учебный год
Классы
Сроки
Ответственные

1 . Модуль «Урочная деятельность»
День государственного герба 1-4
30.11.24
Классные руководители
38

РФ
2. Модуль «Внеурочная деятельность»
1

Творческий проект ежемесячный виртуальный
журнал ОО Торопецкого
округа «Оглянись вокруг»

1-4

ежемесячно Классные руководители
Классные руководители
Замыслова В.И
Фролова О.Е
Никитина В.Н

2

Поход

1-4

05.06.2025

3

Живая классика

1-4

Февраль
2025

4

Осенний Кросс

1-4

Сентябрь

1-4

октябрь

Фролова О.Е
Классные руководители
Елисеева А.И.
Кустова А.А
Классные руководители

1-4

октябрь

Классные руководители

май

Фролова О.Е.
Кустова А.А.
Классные руководители

5

6
7

8

1

2
3
4
5

6

Окружной экологокраеведческий фестиваль
«Семья -оплот и сила
государства»
Эколята – молодые
защитники природы
Конкурс «Смотр! Строя и
песни»

1-4

Орлятский круг для
участников
Программы развития
Сентябрь 1-4
социальной активности
май
обучающихся начальных
классов
3. Модуль «Классное руководство»
Разговор о важном «Мы–
01.09.24Россия. Возможности 1-4
26.05.25
будущее»
День неизвестного солдата.
Международный день
1-4
04.12.24
инвалидов
Классные часы ко дню
22.01.25
1-4
освобождения Торопца
День окончания фашистской 1-4
29.01.25
блокады г. Ленинграда.
День славянской
24.05.25
письменности и
1-4
культуры
29.10.2024Классные Родительские
1-4
собрания
29.05.2025
39

Цветкова С.Ю
Классные руководители

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

7

8
9

10

11
12
13

1
2
3
4

5

6

7

8
9

Беседа с учащимися о
последствиях ложных
сообщений, о готовящихся
террористических актах
Просмотр профилактического
видеоролика «Не убей»
Мероприятия в рамках
Международного Дня
толерантности
Тренировочные эвакуации из
здания школы на случай
возникновения чрезвычайной
ситуации.
Дискуссия: "Терроризмугроза общества"
Урок безопасности

1-4

Познавательная игра по
основам безопасности
жизнедеятельности

1-4

Классные руководители
октябрь

1-4

ноябрь

1-4
ноябрь
1 раз в

Классные руководители
Классные руководители
Замыслова В.И
Классные руководители

1-4

четверть

1-4

январь

Классные руководители

1-4

март

Классные руководители

апрель

Классные руководители

4.Модуль «Основные гимназические дела»
Международный день
1-4
пожилых людей «Поделись
02.10.24
Кустова А.А.
теплом»
Классные руководители
День учителя
1-4
Елисеева А.И.
04.10.24
«День знаний»
1-4
Елисеева А.И.
01.09.2024
«Святителю отче Тихоне,
моли Бога о нас»
«Покров» Православный
праздник; обрядовокалендарный праздник
русского народа,
посвященный окончанию
сбора урожая
«За всё тебя благодарю»
Концерт, посвященный дню
матери
Праздник введения во
храм пресвятой Богородицы
Рождественский бал для
среднего и старшего звена
«Слава в вышних
Богу и на земли мир»
«С днем рождения, наш

1-4

1-4

09.10.24

Классные руководители

16.10.24

Елисеева А.И.
Кустова
А.А.
Классные руководители

1-4
27.09.24
1-4
04.12.24

Елисеева А.И.
Кустова
А.А.
Классные руководители
о. Александр Кустов
Классные руководители

1-4

15.01.25

Цветкова С.Ю.
Кустова А.А.
Фролова О.Е

1-4

03.02.25

Классные руководители

40

небесный Покровитель»
День защитника Отечества.
«Песня всегда в строю»

1-4

Масленица

1-4

12

«Благая весть: «Христос
Воскрес!»
и можно ждать любых
чудес…»

1-4

13

День жен мироносиц

10

11

14
15
16

1

2

3

4

5

6

7

май

Кустова А.А.
Фролова О.Е.
Классные руководители

26.02.25

Кустова А.А.
Фролова О.Е

22.02.25

Кустова А.А.
Классные руководители

Кустова А.А.
Классные руководители
«Последний звонок»
1-4
май
Кустова А.А.
Выпускной
1-4
июнь
Кустова А.А.
«День защиты детей»
1-4
02.06.25
Кустова А.А.
5. Модуль «Внегимназические мероприятия»
Муниципальный этап
Епархиального конкурса
детского и юношеского
1-4
сентябрь
Классные руководители
творчества «Малая Родина –
сила России»
Первенство района «Кросс
1-4
сентябрь
Фролова О.Е.
нации»
Метапредметный
конкурс 1-4
проектов
и
октябрьБелавина Е.В.
исследовательских
работ
май
Кустова А.А.
«Наследники-хранители»
XX Торопецкий
межрегиональный
Кустова А.А.
Рождественский фестиваль
декабрь1-4
Цветкова С.Ю
детского и народного
январь
Классные руководители
творчества «В сиянии
Рождества»
Праздничный концерт1-4
Кустова А.А.
поздравление ОО,
май
Цветкова С.Ю
посвященный
Классные руководители
Дню Победы
Муниципальный конкурс
художественного слова
Никитина В.Н
1-4
«Торопец в поэтических
Классные руководители
этюдах»
Открытый муниципальный
фестиваль художественной
Кустова А.А.
самодеятельности
и
1-4
Цветкова С.Ю
декоративно –прикладного и
Классные руководители
художественного творчества
41
1-4

30.04.25

8

ОО
Муниципальный
этап
Всероссийского
фестиваля
детского
и
юношеского 1-4
творчества «Звезда Спасения»

Кустова А.А.
Цветкова С.Ю
Классные руководители

6.Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
1

1

2

1

1
2
3

4

5

6

7

8
9

май,
Замыслова В.И
сентябрь
Классные руководители
7.Модуль «Взаимодействие с родителями»
сентябрь Курс «Моя семья»
1-4
Классные руководители
май
Информирование родителей в
соцсетях об использовании
Кустова А.А
сентябрьвозможностей Навигатора
1-4
Цветкова С.Ю
май
ДО при записи детей в
Алексеева М.Н
кружковые объединения
8.Модуль «Профилактика и безопасность»
Месячник по безопасности
дорожного движения для
1-4
сентябрь
Классные руководители
младших школьников
9.Модуль «Социальное партнерство»
XVIII Торопецкая Святосентябрь Тихоновская конференция
1-4
Классные руководители
октябрь
Пастырь добрый
Акция «Солдатский платок» 1-4
май
Классные руководители
1-4
Муниципальный этап
Кустова А.А
Епархиального конкурса
Цветкова С.Ю
детского и юношеского
Классные руководители
творчества
1-4
Кустова А.А
Фестиваль «Театральные
март
Цветкова С.Ю
подмостки»
Классные руководители
Муниципальный фестиваль- 1-4
Кустова А.А
конкурс талантов «Под
Цветкова С.Ю
знаменем Победы»
Классные руководители
Кустова А.А
Конкурс рисунков «Сверкай,
1-4
май
Цветкова С.Ю
салют, победными огнями!»
Классные руководители
Конкурс видеороликов
«Молодежь XXI века 1-4
апрель
Классные руководители
Победителям»
Фестиваль семейных мастерклассов «От скуки на все
1-4
декабрь
Классные руководители
руки»
Акция «В моём окне
1-4
апрель
Классные руководители
42
Благоустройство территории

1-4

10

11

12
13
14

1

2

1
2
3
4
5
6
7

8
9

Великий День Победы»
Муниципальный конкурс
проектных работ
1-4
март
Классные руководители
«Профессии моей семьи»
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса
детско-юношеского
февраль 1-4
Классные руководители
творчества по пожарной
март
безопасности «Неопалимая
купина»
Спортивно-творческие
состязания «Сильные,
1-4
февраль
Классные руководители
ловкие, защитим мы Родину
Пресс-релиз школьных
1-4
Мирон П.П
музеев
Посещение
выставок,концертов,
1-4
Классные руководители
экскурсий, мастер-классов
10.Модуль «Профориентация»
Профориентационный
проект
«Встречи с
интересными людьми».
1-4
Классные руководители
Смотр
информационных
бюллетеней.
Выставка-представление
Кустова А.А.
1-4
«Профессии моей семьи»
Цветкова С.Ю
11.Модуль «Общественно полезный труд»
Дежурство по гимназии
сентябрь - Классные руководители
1-4
май (по
графику)
Дежурство в учебных
сентябрь - Классные руководители
1-4
кабинетах
май
Генеральная уборка гимназии 1-4
сентябрь - Классные руководители
май (по
графику)
Генеральная уборка учебных 1-4
2 раза в
Классные руководители
кабинетов
месяц
сентябрь – Замыслова В.И
Чистый двор гимназии
1-4
май
Классные руководители
сентябрь, Администрация, классные
Чистый город
1-4
апрель-май руководители
по мере
Администрация, классные
Зеленый город
1-4
необходимо
руководители
сти
Акции по пропаганде
в течение
1-4
Учителя-предметники
экологических знаний
года
Акция «Ветераны не забыты» 1-4
в течение Классные руководители
43

10

11

12

1
2

3

4

5
6
7
8

9

10
11
12
13

«Подарок Защитнику
Отечества»
Учебно-опытный участок

года
январь,
февраль,
май

1-4

май-август

1-4

Классные руководители
Замыслова В.И
Ответственный за работу
на пришкольном участке

Участие в волонтерских
движениях различной
в течении Классные руководители,
направленности,
1-4
года
педагоги-предметники
благоустройство гимназии и
двора
12.Модуль «Я – православный гражданин-патриот»
Молебен на успешное
2.09.2024 Духовный попечитель
1-4
начало нового учебного года
гимназии
1 раз в
Классные руководители
Тематический православный
1-4
классный час
месяц
Назидательные беседы
духовного попечителя
гимназии с обучающимися
Общегимназические
литургические дни в честь
Двунадесятых праздников
(участие в богослужении)
Общегимназическая исповедь
и Причастие
Декада Православной
культуры «Пасхальная
радость»
Акция «Наш храм»
Православная декада добрых
дел «Трудимся во славу
Божию»
Трудовая деятельность
отряда в летнем
оздоровительном лагере
Час беседы с батюшкой
«Поговорим о здоровье
духовном»
Участие в праздничных
Божественных литургиях
Изучение правил поведения
детей в храме
Родительский православный
лекторий: «Работа гимназии в

В течении Духовный попечитель
гимназии
года

1-4

В течении
1-4

года

1-4

Декабрь

1-4

Страстная
седмица

1-4

Великого
Поста

Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

1-4

Апрель

1-4

В течении
года

1-4

1 раз в
четверть

1-4

июнь

1-4
1-4
44

В течении
года
По
церковному

Кустова А.А.
Классные руководители
Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Классные руководители

14

15

16
17
18

19

20

21

22
23
24
25
26
27
28
29

условиях новых требований»
«Традиции православного
семейного воспитания»
«Православное воспитание и
Интернет», «Чтобы ребенок
учился с интересом»
День памяти прп.
Александра Свирского
Божественная литургия
День памяти св. Петра
и Февронии Божественная
литургия
День памяти приподобного
Сергия Радонежского
День памяти свт.
Афанасия Ковровского
День памяти свт.
Филарета Московского
Божественная литургия
День памяти свт.
Николая Чудотворца
Божественная литургия
День памяти святителя
Феофана Затворника
Божественная литургия
Праздничное мероприятие
«Сретение Господне»
Конкурс рисунков «Встреча с
Богом»
День памяти Патриарха
Тихона Божественная
литургия
Книжная выставка
«Встреча с Богом»
День памяти блаженной
Матроны Московской
Божественная литургия
Неделя Православной
книги
«Свет добра из-под
обложки». Чтение книг
на переменах.
Выставка Пасхальных
поделок и рисунков

кругу
Классные руководители
1-4

1 раз в
четверть

1-4

Духовный попечитель
13.09.2024 гимназии

1-4

Духовный попечитель
17.09.2024 гимназии

1-4

8.10.2024

1-4

13.09.2024

1-4

17.09.2024

1-4

19.12.2024

1-4

23.01.2024

Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель
гимназии
Духовный попечитель

1-4

2.12.2024

1-4

Февраль

1-4
22.02.2025
1-4

март

1-4
7.03.2025
1-4

март

1-4
апрель
1-4

апрель
45

гимназии
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.
Духовный попечитель
гимназии
Цветкова С.Ю.
Классные руководители
Духовный попечитель
гимназии
Цветкова С.Ю.
Классные руководители
Классные руководители
Кустова А.А
Белавина Е.В
Кустова А.А.
Цветкова С.Ю.

Учителя технологии и
ИЗО
30

31

Благодарственный молебен
на успешное окончание
учебного года
Божественная литургия
День памяти Феофана
Затворника

1-4
май

Духовный попечитель
гимназии

22.06.2025

Духовный попечитель
гимназии

1-4

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».