МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая
гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
Директор гимназии
педагогического совета
________________________
________________________
Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.
Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530, email=perwaya2018@mail.ru,
givenName=Валентина Ивановна, sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 09:33:28 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 6 класса
Торопец, 2024
Пояснительная записка
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего
образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных,
метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Программа
рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю .Реализация программы предполагает
использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv .instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства
«Просвещение» (https://media .prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение».
Содержание курса
«Математика в повседневной жизни»
(22ч)
1 Спорт
2 Геометрические формы вокруг нас
3 Здоровый образ жизни
4 В школе и после школы (или Общение)
«Школа финансовых решений» (12ч)
1
Семейный бюджет: по доходам — и расход
2
Непредвиденные расходы: как снизить
риск финансовых затруднений
На чем можно сэкономить: тот без нужды
живет, кто деньги бережет
Самое главное о правилах грамотного
ведения семейного бюджета
«Копейка к копейке – проживет семейка»
3
4
5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на достижение
учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
7) проявление интереса к способам познания;
8) стремление к самоизменению;
9) сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
11) установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
12) осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
13) активное участие в жизни семьи;
14) приобретение опыта успешного межличностного общения;
15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
3) осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
5) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим;
5) осознавать невозможность контролировать все вокруг
Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами;
выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять
значения числовых выражений; использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать
свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда
по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами
измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных
процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и
зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекс3том задачи полученный результат; использовать неравенства при решении
различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Тематическое планирование
№
1.
2
Кол- Основное
Основные виды
Формы прове дения
во содержани
деятельности
занятий
ча- е
сов
«Математика в повседневной жизни» (22 ч)
Новое об
ЗависиИзвлекать
Беседа, групповая
7
известно
мости
информацию (из
работа,
м
между
текста, таблицы,
индивидуальная
величина
диаграммы).
работа
(«Футбол
ми.
Распознавать
ьное
Сравнение математические
поле»,
чисел и
объекты.
«Электро
величин.
Описывать ход и
бус»)
Действия с результаты
натуральн действий.
ыми чис
Предлагать и
лами, с
обсуждать
десятичны способы решения.
ми
Прикидывать,
дробями.
оценивать,
Нахожден вычислять
ие
результат.
процента
Устанавливать и
от числа,
использовать
отношения зависимости
двух
между величинами,
чисел.
данными.
Числовая
Читать,
последоват записывать,
ельность
сравнивать
(правило
математические
составлени объекты (числа,
я
ве личины,
последоват фигуры).
ельности). Применять
правила, свойства Беседа, групповая
Геометри 7
Размеры
ческие
пространст (вычислений,
работа,
нахождения
индивидуальная
формы
венной и
результата).
вокруг
плоской
работа
Применять
нас
геометриче
ских фигур. приемы проверки
(«ПоделДействия с результата.
ки из
геометриче Интерпретировать
пластико
ответ, данные.
скими вевой
личинами – Выдвигать и
бутылки»
обосновывать
длиной,
,
площадью, гипотезу.
«КовроФормулировать
объемом
вая
обобщения и вы(вычислени
дорожка»
воды.
е,
переход
)
от одних
Распознавать исединиц к
тинные и ложные
другим,
высказывания об
сравнение). объектах. Строить
Прямо
Тема
Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
«Электробус»: открытый банк заданий, 2021 (http://
skiv.instrao.ru)
«Рецепт торта»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Поделки из
пластиковой
бутылки»:
открытый банк
заданий, 2021
(http://skiv.instrao.
ru) «Панно»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
пропорцио
нальная
зависимост
ь величин.
Действия с
натуральны
ми
числами,
десятичны
ми
дробями.
Процент от
числа.
3.
Здоровы
2
й образ
жизни
(«Калорийность
питания»,
«Игра на
льду»)
4
В
школе и
после
школы
(«Игры
в
сети»,
«Занятия
Алины»)
6
высказывания,
доказывать их
соответствие
условиям задачи.
Приводить
примеры и
контрпримеры.
Выявлять
сходства и
различия
объектов.
Измерять
объекты,
Конструировать
Действия с
математические
натуральн
отношения.
ыми
Моделировать
числами,
ситуацию
десятичны
математически.
ми
Доказывать
дробями
истинность
(вычислен
утверждения на
ие, окруоснове данных и
гление,
решения.
сравнение)
Планировать ход
. Прямо
и
пропорцио
контролировать
нальная
результат решения
зависимост
математической
ь величин.
задачи.
Площадь
Фиксировать ответ
прямоугольника. в заданной форме.
Представление
данных:
таблица,
столбчатая
диаграмма.
Метод
перебора
вариантов.
Числовое
выражение,
значение
выражения.
Единицы
времени.
Масштаб
карты,
оценка
расстояния.
Прямо
пропорциональная
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа
«Калорийность
питания»: открытый
банк заданий,
2019/2020
(http://skiv.instrao. ru
)
«Комплексный
обед»:
образовательный
ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа
«Занятия Алины»:
открытый банк заданий, 2021 (http://
skiv.instrao.ru)
5
Семей
ный
бюджет:
доход
и
расход
2
6.
Непредв
иденные
расходы:
как
снизить
риски
финансо
вых
затрудне
ний
2
7.
На чем
можно
сэкономи
ть: тот без
нужды
живет,
кто
деньги
бережет
1
зависимость
величин.
Признаки
делимости
натуральных чисел.
Чтение
диаграммы.
«Школа финансовых решений» (12 ч)
Бюджет
Выявлять и
Решение
семьи,
анализировать
ситуативных
и
доходы и финансовую
проблемных задач
расходы
информацию.
Беседа/ Минисемьи,
Оценивать
проект/ Работа в
постоянфинансовые
группах/
ные и
проблемы.
Составление
переменПрименять
словаря-глоссария
ные
финансовые
по теме.
доходы,
знания
обязательн
ые и
необязательные
расходы.
Непредв
иденные
расходы
,
финансо
вый
риск.
Что
такое и
зачем
нужна
финансо
вая
подушка
безопас
ности.
Финансовое
планирование,
рациональное
поведение,
экономия
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Решение
ситуативных
и
проблемных задач.
Беседа/Командная
игра/ мини-диспут.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ конкурс плакатов.
Комплекс «Доходы семьи» (2021, 5
класс) (http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost)
Комплекс «Две
семьи».
Финансовая
грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1:
Учебное пособие
для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С.
Ковалевой, Е. Л.
Рутковской. – М.;
СПб.: Просвещение, 2020
Комплекс
«Непредвиденная
трата», (2022, 5
класс) Комплекс
«Интересные
выходные» (2021,
6 класс)
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost)
Комплекс «Как
составляли семейный
бюджет» (2020, 5
класс) Комплекс
«Экономичные и
неэкономичные
привычки» (2021, 7
класс) (http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-
семейного
бюджета
8
9
Самое
главное о
правилах
ведения
семейного
бюджета
«Копейка к
копейке
– проживет
семейка»
«Семейный
бюджет»
Итого 34часа
2
5
gramotnost)
Семейный
бюджет,
финансовое
планиров
ание,
доходы и
расходы
семьи.
Рациональное
поведение.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые знания
Финансо
вая
грамотность:
семейный
бюджет,
финансо
вое
планиро
вание,
доходы
и
расходы
семьи,
рациональное
поведение.
Финансовая
грамотность:
1 Выявление и
анализ
финансовой
информации
2 Оценка
финансовых
проблем
3 Применение
финансовых
знаний
Решение
ситуативных
и
проблемных задач.
«Нужен ли семье
автомобиль»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
Беседа/ Дискуссия/
мини-проект/
Составление советов
по рациональному
планировнию
семейного бюджета
для публикации
поста в социальных
сетях (название,
хэштеги,
иллюстрации,
текст).
Комплекс «Нужен
ли семье
автомобиль»,
Сборник эталонных
заданий. Выпуск
2, часть 1: Учебное
пособие для общеобразовательных
организаций. Под
редакцией Г. С.
Ко- валевой, Е. Л.
Рут- ковской. – М.;
СПб.: Просвещение,
2020.
Комплекс
«Дорога в школу»
(2022,
6 класс)
Комплекс «День
рождения мечты»
(2022, 6 класс)
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost)
Решение
ситуативных
и
проблемных задач
Беседа/ Игра- квест.
Групповая работа,
индивидуальная
работа
Поурочное планирование
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Новое об известном («Футбольное
поле»)
Новое об известном («Электробус»)
Задача «Сообщения»
Задача «Электросамокаты»
Задача «Посадка огурцов»
Задача «Круиз по Лене»
Задача «Экскурсия в музей»
Геометрические формы вокруг нас
(«Поделки из пластиковой бутылки»)
Геометрические формы вокруг нас
(«Ковровая дорожка»)
Задача «Встреча весны»
Задача «Выставка натюрмортов»
Задача «Квадрат»
Задача «Садовая дорожка»
Задача «Многоугольники»
Здоровый образ жизни («Калорийность питания»)
Здоровый образ жизни («Игра на
льду»)
В школе и после школы («Игры
в сети»)
В школе и после школы ( «Занятия Алины»)
Задача «Неделя математики»
Задача «Выставка фото»
Задача «Ремонт квартиры»
Задача «Часы»
Семейный бюджет: доход и расход(«Доходы семьи»)
Семейный бюджет: доход и расход («Две семьи»)
Непредвиденные расходы: как
снизить риски финансовых затруднений.( «Непредвиденная трата»)
Задача ««Интересные выходные»
На чем можно сэкономить:тот без
нужды живет,кто деньги бережет.( «Как составляли семейный бюджет»)
Задача «Экономичные и неэкономичные
привычки»
Самое главное о правилах ведения
семейного бюджета. («Нужен ли семье
автомобиль»)
«Копейка к копейке – проживет
семейка»( «Дорога в школу»)
«Семейный бюджет»( «День рождения мечты»)
Задача «Флешки»
Задача «Покупки по акции»
Итоговая диагностическая работа