математическая грамотность 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая
гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
DN: c=RU, st=Тверская область, street=Ул. Карла Маркса Зд. 59, l=Торопец,
title=ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОЙ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ
СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ,
1.2.643.100.1=120D31323436393030303035313230,
1.2.643.100.3=120B3033393132383332313438,
1.2.643.100.4=120A36393030303039333831,
1.2.643.3.131.1.1=120C363931323037373137313530,
email=perwaya2018@mail.ru, givenName=Валентина Ивановна,
sn=Замыслова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА,
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
Дата: 2024.08.08 09:56:25 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 7 класса

Торопец, 2024

Пояснительная записка
Введение в российских школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов. Программа рассчитана на проведение
занятий 1 раз в неделю .Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh.edu.ru/), портале ФГБНУ
ИСРО РАО (http://skiv .instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе
издательства «Просвещение» (https://media .prosv.ru/func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение».
Содержание курса
«Математика в окружающем мире» (24 ч)
1 В домашних делах: ремонт и обустройство дома
2 В общественной жизни: спорт
3 На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
4 В профессиях: сельское хозяйство
«Школа финансовых решений» (10ч)

2

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые
неприятности
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

3
4

Заходим в Интернет: опасности для личных финансов
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

5

«Покупать, но по сторонам не зевать»

1

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на достижение
учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6) наличие мотивации к целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
7) проявление интереса к способам познания;
8) стремление к самоизменению;
9) сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
11) установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
12) осознанный выбор и построение
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
13) активное участие в жизни семьи;
14) приобретение опыта успешного межличностного общения;
15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
3

2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
3) осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные
результаты,
связанные
с
формированием
экологической культуры:
1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
5) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике
универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
4

4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим;
5) осознавать невозможность контролировать все вокруг
Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие
предметные математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать
натуральные числа,
целые числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа;
выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с
рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные
с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из
области управления личными и семейными финансами),решать основные
задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический
способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие;
5

интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в
таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач;
представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой
диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах
числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль
практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в
жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус,
цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание,
развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и
симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство
фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников,
теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с
помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять
периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять
объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные
задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины
через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и
анализа ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков
реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения
свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с кон- текс3том задачи полученный результат; использовать
неравенства при решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.

6

Тематическое планирование
№

Тем
а

1 В домашних
делах: ремонт и
обустройство
дома Комплексные задания
«Ремонт
комнаты»,
«Покупка
телевизора»

Кол Основное
Основные
-дво содержание
виды
часо
деятельности
в
«Математика в окружающем мире»
Геометрические Извлекать
5
информацию
фигуры и их
(из текста,
свойства.
Измерение длин таблицы,
диаграммы).
и расстояний,
Распознавать
периметр
математические
фигуры.
объекты.
Вычисления с
рациональными Описывать ход
и результаты
числами,
действий.
округление.
Предлагать и
Зависимость
обсуждать
«цена
способы
количество
решения.
стоимость».
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимост
и между
величинами
, данными.
Читать,
записывать,
сравнивать
математичес
кие объекты
(числа,
величины,
фигуры).
Применять
правила,
свойства
(вычислени
й, нахождения
результата).
Применять
приемы
проверки
результата.
Интерпрети
ровать
ответ,
7

Формы
проведения
занятий
(24 ч)
Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа,
практическ
ая работа
(измерение
)

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
Демонстрацион
ый вариант
2019/2020:
1 «Ремонт
комнаты»,
2 «Покупка
телевизора»
(http://skiv.
instrao.ru)
«Выставка
рисунков»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

данные.
Выдвигать и
обосновыва
ть гипотезу.
Формулиров
ать
обобщения
и выводы.
Распознавать
истинные и
ложные
высказывания
об объектах.
Строить
высказвания.
Приводить при
меры и
контрпримеры.
Выявлять
сходства и
различия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструировать
математические
отношения.
Моделировать
ситуацию
математически.
Наблюдать и
проводить
аналогии
2 В общественной
жизни: спорт
Комплексные
задания
«Футбольная команда»,
«Мировой рекорд
по бегу»,
«Питание
самбиста»

3 На отдыхе: досуг,
отпуск, увлечения
Комплексные
задания
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники»

7

Представление
данных:
1 Таблицы,
диаграммы,
2 Статистические
характеристики,
3 Сравнение
величин,
4 Процентные
вычисления

10

Зависимость»
«скорость-время
расстояние»,
измерение
времени и
скорости.
Графики
реальных
зависимостей.
8

Групповая
работа,
индивидуа
льная
работа,
конференц
ия,
круглый
стол
(спортивн
ых
экспертов)

РЭШ, 7 класс:
«Футбольная
ко- манда»,
«Мировой
рекорд по
бегу»,
«Питание
самбиста»
(http://skiv.instra
o. ru)

Беседа,
групповая
работа,
индивидуа
льная
работа,
презентация
(колонка
блогера)

Демонстрацион
ный вариант
2019/2020:
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники»
(http://
skiv.instrao.ru)

4 В профессиях:
сельское
хозяйство
Комплексное
задание «Сбор
черешни»

5 Как финансовые
угрозы
превращаются в
финансовые
неприятности

2

2

Статистические
характеристики.
Представление
данных
(диаграммы,
инфографика)

Групповая
работа,
индивидуальная
работа, круглый стол,
презентация
(информаци
онное
сообщение в
СМИ)

«Школа финансовых решений» (10 ч)
Личная
Выявлять
и Решение
финансовая
анализировать
ситубезопасность.
финансовую
ативных и
Мошенничестинформацию.
прово.
блемных
Оценивать
задач
Виды
финансовые
Беседа /
финансового
проблемы.
Практикум /
мошенничества
Применять
творческий
финансовые
проект
знания

6 Уловки финансовых мошенников: что помогает
от них защититься

1

Финансовое
мошенничество.
Правила защиты
от финансового
мошенничества

Выявлять и
анализировать
финансо- вую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания

7 Заходим в
интернет: опасности для личных
финансов

1

Финансовое
мошенничество в
социальных сетях
Правила
безопасного
финансового
поведения в
социальных сетях

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финан совые
знания
9

«Сбор
черешни»
(https://fg.resh.e
du. ru)
«Работа летом
для подростка»:
образовательный
ресурс
издательства
«Про- свещение»
(https://
media.prosv.ru/fun
c/)

«Новые уловки
мо- шенников»
(http://
skiv.instrao.ru)
«Опасное
сообщение»:
образовательный ресурс
издательства,
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)
Решение
Комплекс
си«ПИН- код»,
туативных «Где взять
и проблем- деньги»
ных задач. (http://skiv.
Беседа /
instrao.ru)
практиче«Предложение
ская работа от блогера»:
/
образоваСоставление тельный ресурс
Памятки
издательства,
безопасного «Просвещение»
финансовог (https://media.
о поведения prosv.ru/func/)
Решение
Комплекс
си«Пицца с
туативных большой
и проблем- скидкой»
ных задач
(http://skiv.instrao
Беседа/
. ru/)
практичес- «Вымогатели в
кая
социальных
работа/игра сетях»:
образовательный
ресурс

издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv. ru/func/)

8 Самое главное о
. правилах
безопасного
финансового
поведения

9 «Покупать, но
по сторонам не
зевать»
«Акции
и
распродажи»

1

Финансовая
безопас ность
Финансовый
риск Правила
безопасного
финансового
поведения

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финан совые
знания

5

Финансовая
грамотность:
Финансовая
безопасность
Правила
безопасного
финансового
поведения
Подведение
итогов
изучения
раздела
Рефлексия
Математическая
грамотность:
Зависимость
«цена
– количествостоимость»,
Вычисления с
десятичными и
обыкновенными
дробями,
Вычисление
процентов

Финансовая
грамотность:
1 Выявлять и
анализировать
финансовую
ин формацию.
2 Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Математическая
грамотность:
1 Извлекать
инфор мацию
(из текста,
таблицы, диаграммы),
2 Распознавать
математические объекты,
3 Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными,
4 Предлагать и
обсуждать
способы
решения,
5 Прикидывать,
10

Решение
ситуативных
и проблемных задач
Беседа/
Практичес
кая работа/
диспут/игракейс
Решение
ситуативных
и проблемных задач
Беседа/
Игра, групповая
работа,
индивидуа
льная
работа

Комплекс
«Билеты
на
концерт»
(2020)
(http://skiv.instr
ao. ru/)

«Акция в
интер нетмагазине»,
«Акция в
магазине
косметики»,
«Предпраздничная
распродажа»
(http://skiv.
instrao.ru)
«Сервис частных
объявлений»
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/fun
c/)

оценивать,
вычислять
результат

Итого: 34 часа

№ урока

Поурочное планирование

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока

В домашних делах: ремонт и обустройство дома .Задание «Ремонт комнаты»
Задача «Покупка телевизора»
Задача «Выставка рисунков»
Задача «Клумбы для дачи»
Задача «Лестница»
В общественной жизни: спорт. Задание «Футбольная команда»
Задание «Мировой рекорд по бегу»
Задание «Питание самбиста»
Задание «Мировой рекорд по бегу»
Задание «Шкалы температур»
Задание «Частота пульса при физической нагрузке»
Задание «Конструкция строительной
Фермы»
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения. Задание «Бугельные подъемники»
Задание «Кресельные подъемники»
Задание « Квест в летнем лагере»
Задание «Экскурсия по заповеднику»
Задание «Тормозной путь»
Задание «Поездки на метро»
Задание «Новое дорожное покрытие»
Задание «Вязаные вещи»
Задание «Поступление в предпрофильный класс»
Задание «Новая квартира»
В профессиях: сельское хозяйство . Задание «Сбор черешни»
Задание «Работа летом для подростка»
11

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности. Задание «Новые уловки
мошенников»
Задание «Опасное сообщение»
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься. Задание «ПИН- код»,
«Где взять деньги», «Предложение от блогера»
Заходим в интернет: опасности для личных финансов. Задание «Пицца с большой скидкой»
,«Вымогатели в социальных сетях»
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения. Задание «Билеты на
концерт»
«Покупать, но по сторонам не зевать». «Акции и распродажи». Задание «Акция в интернетмагазине»
Задание «Акция в магазине косметики»
Задание «Сервис частных объявления»
Задание «Предпраздничная распродажа»
Итоговая диагностическая работа

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».