Литературная гостиная Программа

Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Актуальность
Отличительные особенности программы
Адресат
Объем и срок освоения программы
Формы обучения и виды занятий по программе
Режим занятий
1.2.Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Цель
Задачи
1.3.Содержание программы
Учебно-тематический план и его содержание
1.4.Планируемые результаты
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации и контроля
2.4. Методические материалы
Литература

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа разработана в соответствии с требованиями к «Порядку организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196),, «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ» (Москва, 2018.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературная
гостиная» имеет социально-гуманитарную направленность, по своему типу является
модифицированной, по цели обучения носит познавательный характер, по уровню
реализации предназначена для учащихся среднего и старшего возраста и реализуется
на базовом уровне.
Актуальность программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как
одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью
любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно много,
эта тема была и будет актуальна во все времена.
Сейчас, когда в российском обществе произошли глобальные перемены, эта тема
важна как никогда. Необходимость программы «Литературная гостиная» вызвана тем,
что в последнее время падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные
ценности. Высокая нравственность, духовность не возникает сама по себе. Это
результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с
раннего возраста. Нравственность формируется под влиянием идейно-воспитательной
работы в семье, школе
Педагогическая целесообразность
Программа «Литературная гостиная» является проектом позитивной занятости
обучающихся и способствует развитию личности, активной учебно-познавательной
деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию. В основе Программы реализуется
системно-деятельностный подход к организации деятельности обучающихся. С
соблюдением принципа «от простого к сложному» деятельность Литературной
гостиной играет положительную роль в формировании личности человекагражданина, является важным звеном в сложной структуре внеклассной работы,

поскольку обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим
потенциалом.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств
личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического
мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности.
Программа апробирована и предлагается для обучающихся 7-10 классов как
элемент активизации интереса к урокам развития речи, подготовки для ориентации на
гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
В итоге обучения по Программе у учащихся формируется аналитический подход к
решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации,
отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить
взаимосвязь между частным и общим, между основным и второстепенным и т. д.
Отличительные особенности программы
Новизной
и
отличительными
особенностями
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Литературная гостиная»
являются её практическая ориентированность: прикладной характер обучения,
обеспечивающий возможности применения полученных знаний и навыков в условиях
предпрофессиональной подготовки обучающихся в области литературоведения и
изучения культурного наследия. В связи с этим Программа способствует поиску новых
методов и форм в организации процесса непрерывного обучения обучающихся,
освоения специализированных способов деятельности; интерактивность программы:
использование и популяризация новых технологий в форме отдельных проектов на
разных площадках, а также в форме активного взаимодействия обучающихся.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Литературная
гостиная»» предназначена для детей и подростков возрастной категории 12–16 лет.
Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей
(законных представителей).
Наполняемость группы – 12 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия
носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными
являются часы общения в смешанной группе, предполагающей разный возраст и
разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе часов общения в
смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют
различные по степени сложности и объему задания.
Объем и срок освоения программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Литературная гостиная» рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Литературная гостиная» составляет 68 часов
Формы обучения и виды занятий

В основу методики при реализации программы заложены следующие формы
обучения:
- лекционные (обзорные беседы, доклады педагога и школьников, лекции);
- групповые (экскурсии, походы);
- массовые (конференции, вечера, викторины, конкурсы, игры);
- индивидуальные (изучение литературы; подготовка докладов, рефератов,
фотоальбомов).
В системе обучения используются следующие методы:
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Средства обучения:
Виды занятий в программе «Литературная гостиная» представлены традиционно:
вводное занятие, занятие-изучение нового материла, комбинированное, итоговое.
Режим занятий
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной
общеразвивающей программы
Цель: Воспитать личность, обладающую активной жизненной позицией, создать
условия для развития школьника, как культурного человека с гуманистической
системой ценностей, патриота и достойного гражданина страны.
Задачи программы:
обучающие:
- пробудить интерес к литературе;
- способствовать формированию у обучающихся художественного вкуса;
- открыть новые имена поэтов и писателей;
- развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
развивающие
- развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
-развивать
познавательную
и
творческую
активность,
инициативу
и
самостоятельность
через
исследовательскую
деятельность
и
через
литературоведческий анализ.
воспитывающие:
-воспитывать с помощью творческого подхода активного, гармонически развитого
человека, с эстетическими идеалами и чувствами.
-воспитывать бережное отношение к литературному наследию.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№

Название разделов, тем
1.

Литература и мы. Введение в
литературоведение.

количество часов
Общее Теория Практика
2
1
1

Формы аттестации/
контроля
Опрос-беседа
Презентация

Практикум
Проблемная беседа и
дискуссия
Презентация
Практикум
Опрос-беседа
Презентация
Практикум
Опрос-беседа
Презентация
Практикум
Опрос-беседа
Презентация
Практикум
Проблемная беседа и
дискуссия
Практикум
Опрос-беседа
Практикум

2.

Тропы в литературе

6

2

4

3.

Роды и жанры в литературе

4

1

3

4.

Герой литературного
произведения.

5

3

2

5.

Понятия фольклора, виды и
классификация.

3

1

2

Произведения русских
классиков 19 века
Литературоведческий анализ
7. Произведения зарубежных
классиков 19 века
Литературоведческий анализ
8. Произведения русских
классиков 20 века
Литературоведческий анализ
9. Произведения зарубежных
классиков 20 века
Литературоведческий анализ
10. Поэзия: рифмы, виды
рифмовки.

7

2

5

3

1

2

5

2

3

Опрос-беседа
Практикум

3

1

2

5

2

3

11. Я сам поэт. Проба пера.

4

1

3

12. Инсценировка Литературного
произведения.

3

1

2

13. Тверские писатели.

10

4

6

14. Аукцион-реклама - «Я хочу
рассказать о…», «Мною
прочитанная книга интересна
и удивительна, потому
что…».
15. Молодежные проблемы на
страницах современной
литературы

5

2

3

Публичное
выступление
Практикум
Опрос-беседа
Презентация
Практикум
Опрос-беседа
Практикум
Публичное
выступление
Практикум
Проблемная беседа и
дискуссия
Защита проектов
Публичное
выступление
Защита проектов
Публичное
выступление

3

1

2

6.

Опрос-беседа
Презентация
Практикум

16. Читательская конференция.
Итоговое мероприятие.

2

0

2

Защита проектов
Публичное
выступление

Содержание курса.
Тема 1 «Литература и мы. Введение в литературоведение.»
Теория: художественная литература как вид искусства. Литература и наука.
Литература и другие виды искусства. Литература и живопись. Литература и музыка.
Художественный образ. Образ и автор. Особенности поэтического языка.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 2 «Тропы в литературе»
Теория:
аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон,
олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет. Стилистические фигуры
речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация,
инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
Практика: Поиск тропов в текстах художественной литературы.
Тема 3 «Роды и жанры в литературе»
Теория: лирика, эпос и драма.
Практика: определение принадлежности к определенному роду и жанру
художественного произведения.
Тема 4 «Герой литературного произведения»
Теория: действующее лицо в художественном произведении, обладающее
отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим
действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Практика: анализ героев произведений.
Тема 5 «Понятия фольклора, виды и классификация»
Теория: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая
его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах
поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни,
инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр
кукол)
Практика: анализ фольклорных произведений.
Тема 7 «Произведения русских классиков 19 века. Литературоведческий анализ»
Теория: история создания. Тематика. Проблематика.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 8 «Произведения зарубежных классиков 19 века. Литературоведческий
анализ»
Теория: идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
Жанровое своеобразие. Основные художественные образы в их системе и внутренних
связях. Центральные персонажи. Сюжет и особенности строения конфликта.
Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 9 «Произведения русских классиков 20 века. Литературоведческий
анализ».

Теория:
речевой строй произведения (авторское описание, повествование,
отступления,
рассуждения).
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 10 «Произведения зарубежных классиков 20 века. Литературоведческий
анализ»
Теория: композиция сюжета и отдельных образов. Место произведения в творчестве
писателя. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 11 «Поэзия: рифмы, виды рифмовки»
Теория: Виды рифм. Мужская рифма. Женская рифма. Дактилическая рифма,
гипердактилическая рифма.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 12 «Я сам поэт. Проба пера»
Теория: рифма, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 13 «Инсценировка литературного произведения»
Теория: пьеса, сцена, роль, реплика, ремарка.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 14 Тверские писатели и поэты
Теория: Литературное Верхневолжье
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 15 «Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга
интересна и удивительна, потому что…».
Теория: род, жанр произведения. Анализ образов.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 16«Молодежные проблемы на страницах современной литературы»
Теория: проблема, тема, идея. Род, жанр. Анализ образов. Современная литература.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тема 17 «Читательская конференция. Итоговое мероприятие»
Теория: проблема, тема, идея. Род, жанр. Анализ образов. Современная литература.
Практика: чтение и анализ текстов.
Тематическое планирование
№ урока Тема
Количество часов
1
Литература и мы. Введение в
1
литературоведение. Литература и другие
виды искусства.
2
Чтение и анализ текстов (практика)
1
3-4
Тропы в литературе
2
5
Стилистические фигуры речи
1
6-8
Поиск тропов в текстах художественной 3
литературы
9-10
Роды и жанры в литературе
2

11-12

13
14
15
16-17
18
19-20
21-22
23-27

28
29-30

31-32
33-35
36
37-38

39-40
41-43
44
45
46

47-48
49-50
51-52

Определение принадлежности к
определенному роду и жанру
литературного произведения
Герой литературного произведения
Характеристика героя литературного
произведения
Способы раскрытия характера героя
литературного произведения
Анализ героев произведений
Понятия фольклора, виды и
классификация
Анализ фольклорных произведений
Произведения русских классиков 19
века. Обзор
Литературоведческий анализ выбранных
произведений: история создания,
тематика, проблематика
Произведения зарубежных классиков 19
века.обзор
Литературоведческий анализ выбранных
произведений: жанровое своеобразие,
художественные образы, сюжет,
построение конфликта
Произведения русских классиков 20
века. Речевой строй произведения
Чтение и анализ текстов (по выбору)
Произведения зарубежных классиков 20
века: сюжет, образы
Место произведения в истории русской и
мировой литературы. Чтение и анализ
текстов
Поэзия: рифмы, виды рифмовки
Обучение подробному анализу
стихотворений
Я сам поэ. Размеры стиха
Чтение и анализ текстов. Сочинение
собственных текстов
Инсценировка литературного
произведения: пьеса, сцена, роль,
реплика, ремарка
Инсценирование чеховского рассказа
«Тоска»
Пушкин и Тверской край.
Творчество И.А.Крылова

2

1

1
2
1
2
2
5

1
2

2
3
1
2

2
3
1
3
1

2
2
2

53-54
55-56
57-58
59-60

61-63
64
65-66
67-68

Творчество Б.Н.Полевого. Анализ
Повесть о настоящем человеке
Твочество В.В.Бианки
Твочество А.Дементьева
Аукцион «Я хочу рассказать..», «Мною
прочитанная книга интересна и
удивительна, потому что
Представляю любимую книгу. Анализ,
презентация, защита
Молодежные проблемы на страницах
современной литературы
Чтение и анализ текстов о подростках
Читательская конференция. Итоговое
мероприятие

2
2
2
2

3
1
2
2

Подготовка праздничных литературных стенгазет для обучающихся гимназии к
юбилейным датам:
210 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова – октябрь
со дня рождения М.В.Исаковского - январь
220 лет со дня р
1.4. Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
В результате работы кружка «Литературная гостиная» учащиеся научатся:
-анализировать литературные произведения разных жанров;
-выразительно читать;
-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение;
-давать собственную оценку прочитанного произведения;
-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;
- правильно исполнять малые роли;
- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
-выражать собственные эмоции ;
- индивидуально и коллективно работать;
- творчески подходить к занятию;
- практически показать и исполнить освоенный материал;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо
сформировать:

- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия по программе «Литературная гостиная» проводятся в соответствии с
учебным планом МБОУ Торопецкая гимназия, годовым календарным учебным
графиком и расписанием.
Количество учебных недель – 34.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата начала
обучения
по
программе
2 сентября

Дата
окончания
обучения по
программе
28
мая

Количество
учебных
недель

Количество
учебных часов

Режим
занятий

34

68 (1
академический
час – 45 мин)

2 раза в
неделю

по 45
мин.

2.2. Условия реализации программы
Информационно-методическое обеспечение
Программа обеспечена наглядным материалом –художественной литературой,
таблицами, пособиями.
Также в организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по
биографии писателей и поэтов.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,
бесед, практических занятий.
Материально-технические условия
Кабинет литературы
Оборудование учебного кабинета
наглядные пособия; демонстрационные плакаты;
учебные и документальные фильмы;
художественная литература;
учебные стенды.
Технические средства обучения:
персональный компьютер
мультимедиа комплекс
Учебно-методический комплекс
В.В.Агеносов. Литература в школе от А до Я. Москва, Дрофа, 2007
Э.Л.Безносов. Большой справочник для школьников. Москва Дрофа, 2000
Интернет-ресурсы
www.culture.ru
www.whc.unesco.com
www.tvkultura.ru
www.otr-online.ru
www.km.ru

Портал Культурного наследия России
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Телеканал «Культура»
Общественное телевидение России
Энциклопедия Кирилла и Мефодия

www.stihi.ru

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

www.all-names.net
www.livelib.ru

Происхождение и толкование имён
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ЛЮБИТЕЛЕЙ КНИГ

Кадровое обеспечение
Программу
реализует педагог,
имеющий высшее
педагогическое
образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта педагога
дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации и контроля
Текущий и итоговый контроль
Механизм оценки усвоения Программы
Уровень усвоения обучающимися Программы «Литературная гостиная» определяется
соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребёнка.
Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):
 умение кратко рассказать о главном в установленное время ;
 умение сделать комплексный анализ текста;
 умение создать интересный литературоведческий продукт;
 творческий подход.
Итоговый контроль состоит из двух этапов:
1) теоретического: тестирование по основам предметной области
«Литературоведение»
2) практического: подготовка и демонстрация собственного проекта.
2.4. Методические материалы
При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:
 словесный;
 наглядный;
 практический;
 репродуктивный;
 проблемный;
 объяснительно-иллюстративный;
 частично-поисковый;
 написание докладов, рефератов и другие.
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский
Федерации»
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.09.2022 г.
№939/ПК «Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества
дополнительных образовательных программ в Тверской области»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».