церковно-славянского языка во 2-ом классе

Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………..стр. 2-3
2. Ожидаемые результаты реализации программы………………..стр. 4
3. Содержание программы…………………………….стр. 5
4. Тематическое планирование………………………стр. 6-7
5. Методическое обеспечение и ресурсы реализации
программы………………………………………..стр.8-9

2

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы
«Церковнославянский язык» (для начального общего образования), утверждённой
отделом религиозного образования и кахетизации РПЦ.
Формы организации

деятельности: Предполагается еженедельное проведение

занятий по два часа в неделю (68 часов в год).
Церковнославянский язык – важный элемент русской православной культуры. Знание
церковнославянского языка необходимо для понимания литературы, как церковной, так
и светской.
Изучение церковнославянского языка – первого письменного литературного языка
всех славянских народов, претерпевшего исторические изменения и существующего
ныне в изводах, приобретает особую значимость в ряду других школьных дисциплин.
Лингвисты и методисты XIX в. (Ф.И.Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов,
Л.И.Поливанов) настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с
его

теорией

и

историей.

Изучение церковнославянского языка позволяет увидеть развитие современного
русского языка в его исторической перспективе и родственных языковых связях. В ходе
его изучения отчетливо прослеживаются исторические и культурные связи славянских
народов

в

контексте

развития

цивилизации.

Церковнославянский язык помогает объяснить многие явления современного
русского языка.
Зная церковнославянский язык, учащиеся могут свободно читать и переводить
древнеславянские и древнерусские тексты, так как все молитвы читаются на нём, и все
богослужения Русской Православной Церкви идут на этом языке. Церковнославянский
язык объединяет нас

с другими славянскими народами. Например, Болгарская и

Сербская Православные Церкви так же ведут богослужения на церковнославянском
языке.

Таким образом, предлагаемый

курс направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое и эстетическое
воспитание школьника. Формирование у него ценностной ориентации на осознание
русского языка как нашего наследия, его значимости в жизни современного общества;
на формирование любви и уважения к русскому языку, что позволит воспитать
высоконравственную,

творческую,

компетентную
3

личность.

Курс

«Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от
Святой

Руси

к

современной

Данный курс представляет собой вариант организации

России.

деятельности учащихся по

изучению церковнославянского языка во 2 классе.
Программа ориентирована на реализацию следующих целей:
– воцерковление детей. Непременным условием успешного освоения
церковнославянского языка является активное участие учащих и учащихся в церковной
жизни, ежедневная домашняя молитва, молитвенный настрой во время занятий
церковнославянским языком в классе и дома;
– укоренение и поддержание у детей веры в Бога;

–

формирование православного мировоззрения и христианских качеств характера;
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
•

воспитать уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку
Русской Православной Церкви и первому литературному языку славян;

•

освоить первоначальные

знания

об

истории

происхождения

славянской

письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; графике, фонетике,
грамматике, лексике церковнославянского языка;
•

овладеть умениями правильно читать по-церковнославянски, научить читать
наизусть основные молитвы;

•

обогатить словарный запас учащихся;

•

воспитать уважение к родному языку и его истории;

•

пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать
свою речь.
Данная программа основывается на следующих принципах:

- учета

возрастных особенностей учащихся начальной школы, поскольку на каждом этапе
перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его
личностное развитие;

-

культуросообразности – учет общечеловеческих ценностей, норм национальной
культуры;

- коллективности –

получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
- доступности и наглядности;

-

целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
4

-

патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее
культурой;

2. Ожидаемые результаты освоения выпускниками начальной школы программы
«Церковнославянский язык».
Результаты

усвоения знаний по церковнославянскому языку распределяются по трем

уровням.
33. Личностными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
•

осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности;

•

осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения,
приобщения к духовному опыту Церкви;

•

формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и
исторической памяти народа.

Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
•
•

осмысленное чтение и понимание текста, наблюдение за языковыми явлениями;
понимание школьниками православного богослужения.

Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
• знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;

5

• знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья,
основных особенностей церковнославянского языкового строя;
• умение читать и писать церковнославянский текст.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 2-й класс:
33.

Должны знать:

1) имена создателей церковнославянской азбуки;
2) церковнославянский алфавит;
3) звуки, которые обозначают церковнославянские буквы.
34.

Должны уметь:

1) правильно писать строчные и заглавные буквы церковнославянского языка и
слова;
2) читать отдельные слова, простые и короткие предложения на
церковнославянском языке.
35.

Должны иметь навыки:

1) правильного чтения церковнославянских слов, состоящих из одного или двух
слогов;
2) навыки понимания того, что слова по-церковнославянски, написанные под
знаком титла, нужно читать полностью.

3. Содержание программы.
2 класс – первые шаги в освоении церковнославянского языка (ознакомительный цикл).

6

Задачи: дать начальные представления

об истории возникновения и создателях

церковнославянского языка, его роли в православном Богослужении

и христианской

жизни, графике, фонетике, грамматике церковнославянского языка; научить писать
буквы, а затем простые слова и предложения, используя знаки ударений, придыхания,
простого титла.
Содержание:
1.

Основные вехи истории церковнославянского языка. Знакомство с историей

возникновения азбуки и её создателями.
2. Графика. Орфография.
• Азбука славянская.

Знакомство с алфавитом. Знакомство с буквами,

схожими с русскими: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, како, люди,
мыслете, наш, покой, рцы, слово, твердо, цы, червь, ша, ща, ю. Знакомство с
буквами, разными по написанию, но передающими один звук: есть – ять,
иже – и десятиричная, он – омега, юс малый – я, ферт – фита. Знакомство с
буквами,

передающими

два

звука:

кси,

пси,

от.

Написание

букв

церковнославянским шрифтом.
• Надстрочные знаки и знаки препинания.

Знакомство с надстрочными

знаками: видами ударений (оксия, вария, камора), придыхания, титла.
Написание простых слов и предложений церковнославянским шрифтом и
надстрочными знаками.

4. Тематическое планирование.
Примерное тематическое планирование в 2 классе.
Тема года: «Церковнославянская азбука».
№

Тема

Кол-во часов

урока

7

1.

Откуда взялась наша азбука. Создатели азбуки.

2

Знакомство с алфавитом.
2.

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Аа

2

аз, Бб буки.
3.

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Вв

2

веди, Гг глаголь.
4.

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Дд

2

добро, Жж живете.
5

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Кк

2

како, Лл люди.
6

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Мм

2

мыслете, Нн наш.
7

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Пп

2

покой, Рр рцы.
8

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Сс

2

слово, Тт твердо.
9

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Цц

2

цы, Чч червь.
10

Церковнославянские буквы схожие с русскими: Шш

2

ша,
Щщ ща, Юю ю.
11

Буквы разные по написанию, передающие один и тот

2

же звук: Ее есть – Ээ ять.
12

Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук:

Ии иже – Ii и десятеричная.

8

2

13

Буквы разные по написанию, передающие один и тот

2

же звук: Ѕѕ зело – Зз земля.
14

Буквы разные по написанию, передающие один и тот

2

же звук: Оо он – Ww омега.
15

Буквы разные по написанию, передающие один и тот

2

же звук: Zz юс малый – Яя я.
16

Буквы разные по написанию, передающие один и тот

2

же звук: ферт – фита.
17

Буквы U у 9К – Vv ижица.

2

18-

Буквы передающие два звука: Xx кси – Pp пси – Tt

2

19

от.

20

Немые буквы: ъ ер, ь ерь. Буква ы еры.

2

21-

Практические занятия по написанию слов и

2

27

предложений церковнославянским шрифтом.

28-

Надстрочные знаки: ударения, придыхание, титло.

2

Обобщающее занятие по темам: буквы, надстрочные

2

31
32

знаки.
33

Резервный урок, тема «Буквы, надстрочные знаки.

2

34

Повторение

2

5. Методическое обеспечение, условия и ресурсы реализации программы.

9

С целью реализации программы по церковнославянскому языку предполагается
привлечь следующие

условия: посещение богослужений, проведение утреннего и

вечернего молитвенного правила.
Организационный ресурс предполагает, что при проведении занятий (уроков)
поддерживается необходимая дисциплина, они проходят при строгом соблюдении
режима,

что

позволит

избегать

случаев

переутомления

учащихся.

Кадровый ресурс: подключение к реализации программы учителя церковнославянского
языка; использование инновационного опыта других образовательных учреждений.
Информационно-методический ресурс: наличие информационно-библиотечного центра,
обеспечение учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной
литературой, электронными образовательными ресурсами.
Список литературы для учителя:
1. Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 2 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК,
2008
2. Рабочая тетрадь, 2кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008
3. Церковнославянский язык. Грамматика. Упражнения.Т Миронова. Москва 2007г.
4. Грамматика церковнославянского языка. ИероманахАлипийГаманович. Москва
1997г.
5. Бугаева, И.В., Левшенко, Т.А. Церковно-славянский язык: Учебные
грамматические таблицы / И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. – М., 2009.
6. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985
7. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов.
«Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.
8. Первая учебная книга церковно-славянского языка для учеников низших и
начальных училищ, составитель С.Ф.Грушевский. – Москва, Синодальная
типография, Репринт 1897 г.
9. Церковнославянский язык. Сборник программ. Сост. Бугаева И.В., Шестакова
С.М. – М.: Просветитель, 2007.

10

Список литературы для детей:
1. Ирина Горячева «Церковнославянские прописи и уроки орнамента», М. :
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009г.

2.

«Первая учебная книга церковнославянского языка» г. Ростов-на-Дону 1991г.
3. Псалтирь царя и пророка Давида. Любое издание РПЦ на церковнославянском
языке.

4. Букварь

славянский или церковный, Москва, изд-во Братства во имя иконы Божией Матери
«Неопалимая купина» Лествица, 1998 г.

5. Архипова И. Г.

«Церковнославянский язык» учебное пособие для 2 класс, М.: «Православная
педагогика», 2004г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».