Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………..стр. 2-3
2. Ожидаемые результаты реализации программы………………..стр. 4
3. Содержание программы…………………………….стр. 5
4. Тематическое планирование………………………стр. 6-7
5. Методическое обеспечение и ресурсы реализации
программы………………………………………..стр.8-9
2
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы
«Церковнославянский язык» (для начального общего образования), утверждённой
отделом религиозного образования и кахетизации РПЦ.
Формы организации
деятельности: Предполагается еженедельное проведение
занятий по два часа в неделю (68 часов в год).
Церковнославянский язык – важный элемент русской православной культуры. Знание
церковнославянского языка необходимо для понимания литературы, как церковной, так
и светской.
Изучение церковнославянского языка – первого письменного литературного языка
всех славянских народов, претерпевшего исторические изменения и существующего
ныне в изводах, приобретает особую значимость в ряду других школьных дисциплин.
Лингвисты и методисты XIX в. (Ф.И.Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов,
Л.И.Поливанов) настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с
его
теорией
и
историей.
Изучение церковнославянского языка позволяет увидеть развитие современного
русского языка в его исторической перспективе и родственных языковых связях. В ходе
его изучения отчетливо прослеживаются исторические и культурные связи славянских
народов
в
контексте
развития
цивилизации.
Церковнославянский язык помогает объяснить многие явления современного
русского языка.
Зная церковнославянский язык, учащиеся могут свободно читать и переводить
древнеславянские и древнерусские тексты, так как все молитвы читаются на нём, и все
богослужения Русской Православной Церкви идут на этом языке. Церковнославянский
язык объединяет нас
с другими славянскими народами. Например, Болгарская и
Сербская Православные Церкви так же ведут богослужения на церковнославянском
языке.
Таким образом, предлагаемый
курс направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое и эстетическое
воспитание школьника. Формирование у него ценностной ориентации на осознание
русского языка как нашего наследия, его значимости в жизни современного общества;
на формирование любви и уважения к русскому языку, что позволит воспитать
высоконравственную,
творческую,
компетентную
3
личность.
Курс
«Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от
Святой
Руси
к
современной
Данный курс представляет собой вариант организации
России.
деятельности учащихся по
изучению церковнославянского языка во 2 классе.
Программа ориентирована на реализацию следующих целей:
– воцерковление детей. Непременным условием успешного освоения
церковнославянского языка является активное участие учащих и учащихся в церковной
жизни, ежедневная домашняя молитва, молитвенный настрой во время занятий
церковнославянским языком в классе и дома;
– укоренение и поддержание у детей веры в Бога;
–
формирование православного мировоззрения и христианских качеств характера;
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
•
воспитать уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку
Русской Православной Церкви и первому литературному языку славян;
•
освоить первоначальные
знания
об
истории
происхождения
славянской
письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; графике, фонетике,
грамматике, лексике церковнославянского языка;
•
овладеть умениями правильно читать по-церковнославянски, научить читать
наизусть основные молитвы;
•
обогатить словарный запас учащихся;
•
воспитать уважение к родному языку и его истории;
•
пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать
свою речь.
Данная программа основывается на следующих принципах:
- учета
возрастных особенностей учащихся начальной школы, поскольку на каждом этапе
перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его
личностное развитие;
-
культуросообразности – учет общечеловеческих ценностей, норм национальной
культуры;
- коллективности –
получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
- доступности и наглядности;
-
целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
4
-
патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее
культурой;
2. Ожидаемые результаты освоения выпускниками начальной школы программы
«Церковнославянский язык».
Результаты
усвоения знаний по церковнославянскому языку распределяются по трем
уровням.
33. Личностными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
•
осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности;
•
осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения,
приобщения к духовному опыту Церкви;
•
формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и
исторической памяти народа.
Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
•
•
осмысленное чтение и понимание текста, наблюдение за языковыми явлениями;
понимание школьниками православного богослужения.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
• знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;
5
• знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья,
основных особенностей церковнославянского языкового строя;
• умение читать и писать церковнославянский текст.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 2-й класс:
33.
Должны знать:
1) имена создателей церковнославянской азбуки;
2) церковнославянский алфавит;
3) звуки, которые обозначают церковнославянские буквы.
34.
Должны уметь:
1) правильно писать строчные и заглавные буквы церковнославянского языка и
слова;
2) читать отдельные слова, простые и короткие предложения на
церковнославянском языке.
35.
Должны иметь навыки:
1) правильного чтения церковнославянских слов, состоящих из одного или двух
слогов;
2) навыки понимания того, что слова по-церковнославянски, написанные под
знаком титла, нужно читать полностью.
3. Содержание программы.
2 класс – первые шаги в освоении церковнославянского языка (ознакомительный цикл).
6
Задачи: дать начальные представления
об истории возникновения и создателях
церковнославянского языка, его роли в православном Богослужении
и христианской
жизни, графике, фонетике, грамматике церковнославянского языка; научить писать
буквы, а затем простые слова и предложения, используя знаки ударений, придыхания,
простого титла.
Содержание:
1.
Основные вехи истории церковнославянского языка. Знакомство с историей
возникновения азбуки и её создателями.
2. Графика. Орфография.
• Азбука славянская.
Знакомство с алфавитом. Знакомство с буквами,
схожими с русскими: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, како, люди,
мыслете, наш, покой, рцы, слово, твердо, цы, червь, ша, ща, ю. Знакомство с
буквами, разными по написанию, но передающими один звук: есть – ять,
иже – и десятиричная, он – омега, юс малый – я, ферт – фита. Знакомство с
буквами,
передающими
два
звука:
кси,
пси,
от.
Написание
букв
церковнославянским шрифтом.
• Надстрочные знаки и знаки препинания.
Знакомство с надстрочными
знаками: видами ударений (оксия, вария, камора), придыхания, титла.
Написание простых слов и предложений церковнославянским шрифтом и
надстрочными знаками.
4. Тематическое планирование.
Примерное тематическое планирование в 2 классе.
Тема года: «Церковнославянская азбука».
№
Тема
Кол-во часов
урока
7
1.
Откуда взялась наша азбука. Создатели азбуки.
2
Знакомство с алфавитом.
2.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Аа
2
аз, Бб буки.
3.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Вв
2
веди, Гг глаголь.
4.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Дд
2
добро, Жж живете.
5
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Кк
2
како, Лл люди.
6
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Мм
2
мыслете, Нн наш.
7
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Пп
2
покой, Рр рцы.
8
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Сс
2
слово, Тт твердо.
9
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Цц
2
цы, Чч червь.
10
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Шш
2
ша,
Щщ ща, Юю ю.
11
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
2
же звук: Ее есть – Ээ ять.
12
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук:
Ии иже – Ii и десятеричная.
8
2
13
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
2
же звук: Ѕѕ зело – Зз земля.
14
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
2
же звук: Оо он – Ww омега.
15
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
2
же звук: Zz юс малый – Яя я.
16
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
2
же звук: ферт – фита.
17
Буквы U у 9К – Vv ижица.
2
18-
Буквы передающие два звука: Xx кси – Pp пси – Tt
2
19
от.
20
Немые буквы: ъ ер, ь ерь. Буква ы еры.
2
21-
Практические занятия по написанию слов и
2
27
предложений церковнославянским шрифтом.
28-
Надстрочные знаки: ударения, придыхание, титло.
2
Обобщающее занятие по темам: буквы, надстрочные
2
31
32
знаки.
33
Резервный урок, тема «Буквы, надстрочные знаки.
2
34
Повторение
2
5. Методическое обеспечение, условия и ресурсы реализации программы.
9
С целью реализации программы по церковнославянскому языку предполагается
привлечь следующие
условия: посещение богослужений, проведение утреннего и
вечернего молитвенного правила.
Организационный ресурс предполагает, что при проведении занятий (уроков)
поддерживается необходимая дисциплина, они проходят при строгом соблюдении
режима,
что
позволит
избегать
случаев
переутомления
учащихся.
Кадровый ресурс: подключение к реализации программы учителя церковнославянского
языка; использование инновационного опыта других образовательных учреждений.
Информационно-методический ресурс: наличие информационно-библиотечного центра,
обеспечение учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной
литературой, электронными образовательными ресурсами.
Список литературы для учителя:
1. Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 2 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК,
2008
2. Рабочая тетрадь, 2кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008
3. Церковнославянский язык. Грамматика. Упражнения.Т Миронова. Москва 2007г.
4. Грамматика церковнославянского языка. ИероманахАлипийГаманович. Москва
1997г.
5. Бугаева, И.В., Левшенко, Т.А. Церковно-славянский язык: Учебные
грамматические таблицы / И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. – М., 2009.
6. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985
7. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов.
«Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.
8. Первая учебная книга церковно-славянского языка для учеников низших и
начальных училищ, составитель С.Ф.Грушевский. – Москва, Синодальная
типография, Репринт 1897 г.
9. Церковнославянский язык. Сборник программ. Сост. Бугаева И.В., Шестакова
С.М. – М.: Просветитель, 2007.
10
Список литературы для детей:
1. Ирина Горячева «Церковнославянские прописи и уроки орнамента», М. :
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009г.
2.
«Первая учебная книга церковнославянского языка» г. Ростов-на-Дону 1991г.
3. Псалтирь царя и пророка Давида. Любое издание РПЦ на церковнославянском
языке.
4. Букварь
славянский или церковный, Москва, изд-во Братства во имя иконы Божией Матери
«Неопалимая купина» Лествица, 1998 г.
5. Архипова И. Г.
«Церковнославянский язык» учебное пособие для 2 класс, М.: «Православная
педагогика», 2004г.
11