Торопец 2024
Содержание:
1. Пояснительная записка………………стр. 2-3
2. Ожидаемые результаты реализации программы…….стр. 4
3. Содержание программы…………………………….стр. 5
4. Тематическое планирование………………………стр. 6-7
5. Методическое обеспечение и ресурсы реализации
программы………………………………………..стр.8-9
2
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы
«Церковнославянский язык» (для начального общего образования), утверждённой
отделом религиозного образования и кахетизации РПЦ.
Формы организации
деятельности: Предполагается еженедельное проведение
занятий по 1 часу в неделю (34 часов в год).
Церковнославянский язык – важный элемент русской православной культуры.
Знание церковнославянского языка необходимо для понимания литературы, как
церковной, так и светской.
Изучение церковнославянского языка – первого письменного литературного языка
всех славянских народов, претерпевшего исторические изменения и существующего
ныне в изводах, приобретает особую значимость в ряду других школьных дисциплин.
Лингвисты и методисты XIX в. (Ф.И.Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов,
Л.И.Поливанов) настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе
с
его
теорией
и
историей.
Изучение церковнославянского языка позволяет увидеть развитие современного
русского языка в его исторической перспективе и родственных языковых связях. В
ходе его изучения отчетливо прослеживаются исторические и культурные связи
славянских
народов
в
контексте
развития
цивилизации.
Церковнославянский язык помогает объяснить многие явления современного
русского языка.
Зная церковнославянский язык, учащиеся могут свободно читать и переводить
древнеславянские и древнерусские тексты, так как все молитвы читаются на нём, и все
богослужения Русской Православной Церкви идут на этом языке. Церковнославянский
язык объединяет нас с другими славянскими народами. Например, Болгарская и
Сербская Православные Церкви так же ведут богослужения на церковнославянском
языке.
Таким образом, предлагаемый
курс направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое и эстетическое
воспитание школьника. Формирование у него ценностной ориентации на осознание
русского языка как нашего наследия, его значимости в жизни современного общества;
на формирование любви и уважения к русскому языку, что позволит воспитать
высоконравственную,
творческую,
компетентную
личность.
Курс
«Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от
Святой
Руси
к
современной
России.
Данный курс представляет собой вариант организации деятельности учащихся по
изучению церковнославянского языка в 3 классе.
Программа ориентирована на реализацию следующих целей:
– воцерковление детей. Непременным условием успешного освоения
церковнославянского языка является активное участие учащих и учащихся в
церковной жизни, ежедневная домашняя молитва, молитвенный настрой во время
занятий церковнославянским языком в классе и дома;
3
•
•
•
•
•
•
– укоренение и поддержание у детей веры в Бога;
–
формирование православного мировоззрения и христианских качеств характера;
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
воспитать уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку
Русской Православной Церкви и первому литературному языку славян;
освоить первоначальные знания об истории происхождения славянской
письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; графике, фонетике,
грамматике, лексике церковнославянского языка;
овладеть умениями правильно читать по-церковнославянски, научить читать наизусть
основные молитвы;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитать уважение к родному языку и его истории;
пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать
свою речь.
Данная программа основывается на следующих принципах:
учета возрастных особенностей учащихся начальной школы, поскольку на каждом
этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит
его личностное развитие;
культуросообразности – учет общечеловеческих ценностей, норм национальной
культуры;
- коллективности –
получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
- доступности и наглядности;
целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее
культурой;
2. Ожидаемые результаты освоения выпускниками начальной школы
программы «Церковнославянский язык».
Результаты усвоения знаний по церковнославянскому языку распределяются по трем
уровням.
33. Личностными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
•
•
осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности;
осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения,
приобщения к духовному опыту Церкви;
4
•
формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности
и исторической памяти народа.
Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
•
•
осмысленное чтение и понимание текста, наблюдение за языковыми
явлениями;
понимание школьниками православного богослужения.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
• знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;
• знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья,
основных особенностей церковнославянского языкового строя;
• умение читать и писать церковнославянский текст.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 3-й класс:
33.
Должны знать:
1) имена создателей церковнославянской азбуки;
2) церковнославянский алфавит;
3) звуки, которые обозначают церковнославянские буквы.
34. Должны уметь:
1) правильно писать строчные и заглавные буквы церковнославянского языка
и слова;
2) читать отдельные слова, простые и короткие предложения на
церковнославянском языке.
35. Должны иметь навыки:
1) правильного чтения церковнославянских слов, состоящих из одного или
двух слогов;
5
2) навыки понимания того, что слова по-церковнославянски, написанные под
знаком титла, нужно читать полностью.
3. Содержание программы.
3 класс – первые шаги в освоении церковнославянского языка (ознакомительный
цикл).
Задачи: дать начальные представления об истории возникновения и создателях
церковнославянского языка, его роли в православном Богослужении и христианской
жизни, графике, фонетике, грамматике церковнославянского языка; научить писать
буквы, а затем простые слова и предложения, используя знаки ударений, придыхания,
простого титла.
Содержание:
Основные вехи истории церковнославянского языка. Знакомство с историей
возникновения азбуки и её создателями.
1.
2. Графика. Орфография.
• Азбука славянская. Знакомство с алфавитом. Знакомство с буквами,
схожими с русскими: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, како, люди,
мыслете, наш, покой, рцы, слово, твердо, цы, червь, ша, ща, ю. Знакомство
с буквами, разными по написанию, но передающими один звук: есть – ять,
иже – и десятиричная, он – омега, юс малый – я, ферт – фита. Знакомство
с буквами, передающими два звука: кси, пси, от. Написание букв
церковнославянским шрифтом.
• Надстрочные знаки и знаки препинания. Знакомство с надстрочными
знаками: видами ударений (оксия, вария, камора), придыхания, титла.
Написание простых слов и предложений церковнославянским шрифтом и
надстрочными знаками.
4. Тематическое планирование.
Примерное тематическое планирование в 3 классе.
Тема года: «Церковнославянская азбука».
№
урока
1.
Тема
Кол-во часов
Откуда взялась наша азбука. Создатели азбуки.
Знакомство с алфавитом.
6
1
2.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Аа
аз, Бб буки.
1
3.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Вв
веди, Гг глаголь.
1
4.
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Дд
добро, Жж живете.
1
5
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Кк
како, Лл люди.
1
6
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Мм
мыслете, Нн наш.
1
7
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Пп
покой, Рр рцы.
1
8
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Сс
слово, Тт твердо.
1
9
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Цц
цы, Чч червь.
1
10
Церковнославянские буквы схожие с русскими: Шш
ша,
1
Щщ ща, Юю ю.
11
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук: Ее есть – Ээ ять.
1
12
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук:
Ии иже – Ii и десятеричная.
1
13
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук: Ѕѕ зело – Зз земля.
1
14
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук: Оо он – Ww омега.
1
15
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук: Zz юс малый – Яя я.
1
16
Буквы разные по написанию, передающие один и тот
же звук: ферт – фита.
1
7
17
Буквы U у 8К – Vv ижица.
1
1819
Буквы передающие два звука: Xx кси – Pp пси – Tt
от.
1
20
Немые буквы: ъ ер, ь ерь. Буква ы еры.
1
2127
Практические занятия по написанию слов и
предложений церковнославянским шрифтом.
1
2831
Надстрочные знаки: ударения, придыхание, титло.
1
32
Обобщающее занятие по темам: буквы, надстрочные
знаки.
1
33
Резервный урок, тема «Буквы, надстрочные знаки.
1
34
Повторение
1
5. Методическое обеспечение, условия и ресурсы реализации программы.
С целью реализации программы по церковнославянскому языку предполагается
привлечь следующие условия: посещение богослужений, проведение утреннего и
вечернего молитвенного правила.
Организационный ресурс предполагает, что при проведении занятий (уроков)
поддерживается необходимая дисциплина, они проходят при строгом соблюдении
режима,
что
позволит
избегать
случаев
переутомления
учащихся.
Кадровый
ресурс:
подключение
к
реализации
программы
учителя
церковнославянского языка; использование инновационного опыта других
образовательных учреждений.
Информационнометодический ресурс: наличие информационно-библиотечного центра, обеспечение
учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной
литературой, электронными образовательными ресурсами.
Список литературы для учителя:
1. Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 3 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК,
2008
2. Рабочая тетрадь, 3кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008
8
3. Церковнославянский язык. Грамматика. Упражнения.Т Миронова. Москва
2007г.
4. Грамматика церковнославянского языка. ИероманахАлипийГаманович. Москва
1997г.
5. Бугаева, И.В., Левшенко, Т.А. Церковно-славянский язык: Учебные
грамматические таблицы / И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. – М., 2009.
6. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985
7. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8
классов. «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.
8. Первая учебная книга церковно-славянского языка для учеников низших и
начальных училищ, составитель С.Ф.Грушевский. – Москва, Синодальная
типография, Репринт 1897 г.
9. Церковнославянский язык. Сборник программ. Сост. Бугаева И.В., Шестакова
С.М. – М.: Просветитель, 2007.
Список литературы для детей:
1. Ирина Горячева «Церковнославянские прописи и уроки орнамента», М. :
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009г.
2.
«Первая учебная книга церковнославянского языка» г. Ростов-на-Дону 1991г.
3. Псалтирь царя и пророка Давида. Любое издание РПЦ на церковнославянском
языке.
4. Букварь
славянский или церковный, Москва, изд-во Братства во имя иконы Божией
Матери «Неопалимая купина» Лествица, 1998 г.
5. Архипова И.
Г. «Церковнославянский язык» учебное пособие для 3 класса, М.: «Православная
педагогика», 2004г.
9