Семьеведение 7 (2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

Директор гимназии

педагогического совета
________________________

________________________

Замыслова В.И.
Протокол №1
От «02» 07 2024 г.

Замыслова В.И.
Приказ №7
от «02» 07 2024 г.

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Семьеведение»
7 класс
2024-2025
учебный год

Торопец, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для 7 классов составлена
на основе положений и требований:

– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);

– Федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской
«Об

утверждении

Основ

Федерации

государственной

от

09.11.2022г.№809

политики

по

сохранению и

укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

– Семейный кодекс Российской Федерации;
–
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28;
–
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 г. № 2.
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание
детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому
поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно
призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций
2

семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических,
культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности
крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего
образования в Российской Федерации.
Создание

программы

продиктовано

курса

«Семьеведение»

для

обучающихся

7

классов

важностью целенаправленной просветительской и воспитательной

деятельности, которая предполагает:

– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;

– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;

– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся
с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения
проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе
придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый
диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:

– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;

– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;

– развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
3

Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:

– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;

– понимания обучающимися 7 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности
поколений;

– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению,
к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье,
институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:

– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;

– формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;

– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их
для построения собственной семьи в будущем;

– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;

– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;

– содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;

– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в
рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в
качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
4

педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности
обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов
обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью
выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с
существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение
программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное
время в следующих вариантах:

– для младших подростков (7классы);
– для старших подростков (9классы).
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом
дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов
выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы
программы

позволяют

организовать

на

их

основе

практическую

и

поисково-

исследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной

форме

(исторические,

представлены

социокультурные,

все

основные

правовые,

аспекты

семейной

экономические,

проблематики

психологические,

нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена
на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей
Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также
правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
6

– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
– освоение обучающимися

социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

социальных

явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
– делать

выводы

с

использованием

дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению

особенностей

объекта

изучения,

причинно-

следственных

связей

и

зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
7

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
– сопоставлять

свои

суждения

с

суждениями

других

участников

диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
8

– делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена
семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности
9

семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм,
регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
– осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе;
умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовнонравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов
России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности,
гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности
истории нашей Родины;
– умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием
источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для
написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со
старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
– умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
– умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать

и

критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы,
связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного
бюджета.
10

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…» (4 часа)
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Семья и брак в современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования
личности ребенка, его духовно-нравственного становления.
Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении

демографических

проблем

современной

России.

Расширенная

(многопоколенная) семья как исторический феномен.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ» (8 часов)
История семьи
Родословная моей семьи.
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары.
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в
поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия,
семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных
традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в
семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также
родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ –
11

начала XXI века (мультипликация, кино и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями
и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков
с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и
семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…» (6 часов)
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как
своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в
пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у
семей с детьми и способы их решения.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты
12

детских расходов и способы

рационального расходования детьми денежных средств.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями
и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4.«ВАЖНЕЙ ВСЕГО–ПОГОДА В ДОМЕ…» (10 часов)
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детскородительских отношений.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов
членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки
друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие
семью.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой
семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и
детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Умение

родителей

договариваться

с

детьми

как

основа

гармоничных

взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная
поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения
жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на
13

приусадебном

участке

и

пр.),

оказывающих

позитивное

и

(или)

негативное

воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы.
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена,
физическая активность. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности

для

здоровья

человека

и

способы

ее

поддержания

в

семье.

Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и
технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению
здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных
мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО» (6 часов)
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность

социальных

служб

(организаций)

по

поддержке

семьи:

консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.
Права и обязанности родителей и детей
Личные

права

и

обязанности

супругов,

равенство

супругов

в

семье.

Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и
недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с
семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и
детей, взятых под опеку.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
14

владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую
деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
п/п

1

Название раздела/темы

Человек, семья, общество…

Количество часов
на раздел/тему

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

4

festival@1september.ru/

Мои родственники – похожие
и разные
3 О семейном уюте и не только…

8
6

https://pomnirod.ru/
http://psy.1september.ru/
http://www.trepsy.net/kommunikati

4

Важней всего – погода в доме

10

http://www.psychologos.ru/

5

Современная семья и право

6

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docb
ody&nd=102038925
https://deti.gov.ru/

Итого

34

2

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

Форма проведения занятия

Раздел 1. Человек, семья, общество… (4 часа)
Беседа на основе презентации
«Семья в различные
исторические эпохи»
Беседа и создание схемы
Семья как ценность для ребенка
2
«Значение семьи в жизни
человека»
1
Беседа «Семья и ее основные
Семья и ее роль в обществе
функции»
Раздел 2. Мои родственники – похожие и разные (8 часов)
История семьи
3
Составление родословных.
Беседа на основе презентации
«Способы сохранения
исторической памяти о семье».
Практикум «Семейные традиции»
Создание облака слов на тему
Родители
2
«Ценности семьи».
Анализ кейсов на тему «Стили
воспитания»
Братья и сестры
1
Обсуждение темы
«Взаимоотношения
с братьями, сестрами»
Чем ценны отношения внуков с
1
Практикум «Уважение к
бабушками и дедушками?
старшим и помощь в семье»
Мои близкие и дальние родственники
Разработка коллективной
1
электронной энциклопедии
«Семья – наша ценность»
Раздел 3. О семейном уюте и не только… (6 часов)
Как и для чего создается семья?

1

3.1 Что мы называем своим «домом»?

1

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4
2.5

3.2

3.3

3.4

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой
дом»
Беседа на основе презентации
Ведение домашнего хозяйства
1
«Семейное хозяйство в разные
исторические периоды развития
России»
Решение практических задач,
Семейный бюджет
2
направленных на планирование и
учет семейных доходов и расходов,
на выявление рациональных
способов расходования карманных
денег
Игра «Красота и комфорт в доме».
Семейный быт
2
Обсуждение презентации
«Традиции обустройства дома
(семейного хозяйства) в разных
регионах России»
Раздел 4. Важней всего – погода в доме (10 часов)

4.1 Как создать благоприятную семейную
атмосферу?

1
17

Обсуждение модели
благоприятной

4.2 На чем держится семья?

1

4.3 Как избегать конфликтов в семье?

3

4.4 Что помогает семье объединиться?

3

4.5 Здоровый образ жизни в семье

2

Раздел 5. Современная семья и право (6 часов)
1
Работа с фрагментами
Конституции Российской
Федерации и Семейного кодекса
Российской Федерации
Поддержка
2
Решение практических задач для
государством семей с детьми
понимания возможностей
использования семьями услуг
финансовых организаций.
Знакомство школьников с
электронными ресурсами
социальных служб
Права и обязанности родителей и детей
3
Игра «Права и обязанности
родителей».
Игра «Права и обязанности детей».
Анализ сайта Уполномоченного
при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка
Итого
34

5.1 Вступление в брак

5.2

5.3

психологической атмосферы в
семье
Анализ учебных кейсов о
конструктивном
взаимодействии членов семьи
Заполнение таблицы «Мое
поведение в семье».
Решение учебных кейсов,
направленных на поиск
компромисса при зарождении
конфликта в семье
Составление перечня совместных
семейных дел на основе личного
опыта и анализа информации,
предложенной учителем
(в виде иллюстраций,
видеосюжетов).
Обсуждение интересных
маршрутов для семьи на основе
интерактивной карты
Составление домашнего меню.
Обмен мнениями по теме
«Здоровье в моей семье»

18

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
1.
Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
2.
Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);
3.
Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа, социальные явления
и др.)
4.
Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.).
Методические пособия для учителя
1. Аудио-, видеозаписи.
2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
3. Набор открыток сюжетного содержания.
4. Набор тематических таблиц.
5. Набор фотографий видов природы, портретов людей.
6. Психологические тесты.
7. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального
человека.

состояния

Литература для педагога
1. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. — М., 2009.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д.И.. — М.,
2008.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. — М.,2010.
4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 2008.
5. Джайнотт Х. Родители и дети. — Л., 2008.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 2009.
7. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Л.А.Венгера. — М., 2011.
8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2008.
9. Основы семейной жизни Книга для обучающихся 7–8 классов общеобразовательных
организаций / под научн. ред. Брызжевой Н.В.; составитель Заика Л.В. – Тула: ГОУ ДПО ТО
«ИПК и ППРО ТО», 2015.
10. Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9-й класс : пособие
для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским
языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. — Минск: Национальный
институт образования, 2020.
11. Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9 –11 классов
общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / А.А. Реан, И.А.
Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Изд-во Арткитчен,
2019.
12. Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов
общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А.
Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Издво «Арткитчен», 2021
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».