Проектноя деятельность Юный цветовод 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России

Согласовано

Утверждаю

На заседании педагогического совета

Приказ №7 от 02.07.2024

Протокол №1 от 02.07.2024

Директор гимназии В.И.Замыслова

Рабочая программа учебного курса
проектной деятельности
«Юный цветовод»
для обучающихся 1 класса

г.Торопец,2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Юный цветовод» составлена на основе
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив
Российской̆ Федерации»,
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»,
– Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
-- Федерального образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372.
Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала
в области комнатного цветоводства
Задачи:
− освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и
ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный
интерес к творческой деятельности;
− овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;
− воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и
чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных
объектов природы; стремление создавать прекрасное.
Особенность внеурочной деятельности состоит в тесном общении с природой, что
является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру,
человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить
его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы
творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение кружка «Юный
цветовод».
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 9-10 лет. На изучение
программы внеурочной деятельности «Юный цветовод» в 3 классе отводится 68 часов (2
часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Ученик научится:
Личностные результаты.
В результате изучения программы кружковой работы «Юный цветовод» будут
сформированы:
− эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её охраны, чувство прекрасного;
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
− элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
− интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;
− знание основных норм поведения;
− навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических работ;
− основы социально ценных личностных и нравственных качеств;
− осознание необходимости общественно полезного труда как условия
безопасной и эффективной социализации
− возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять
самореализацию и самоопределение личности.

Метапредметные результаты
Познавательные УУД
− выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и
другие базы данных;
− анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в
другую;
− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
− умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
− способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
− согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
− объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива;
− оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
− диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
− соблюдение норм и правил безопасности трудовой деятельности и созидательного
труда.
− умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
− целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
− самоорганизация учебной
деятельности
(целеполагание,
планирование,
прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
− саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
− умения работать в команде, учитывая позицию других людей,
− организовывать и планировать учебное сотрудничество
− слушать и выступать;
− проявлять инициативу, принимать решения;
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
− Правила техники безопасности и поведения на занятиях.
− Основные факторы среды обитания растений, виды комнатных растений;
− Строение декоративных растений.
− Особенности содержания растений в комнатах.
− Условия жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух).
− Способы ухода за комнатными растениями.
− Основные способы размножения комнатных растений.
− Жизненные формы растений.
− Ассортимент комнатных растений.
− Основные сведения по классификации комнатных растений.
− Правила размещения растений в комнате.
− Способы защиты от вредителей.
2

Уметь:
− Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях, при работе с
режущими инструментами.
− Последовательно и аккуратно выполнять работу.
− Правильно использовать инструменты и материалы.
− Применять полученные знания на практике.
− Соблюдать основные правила ухода за растениями и их размножения.
− Приготавливать почвенные смеси для посадки растений.
− Высаживать растения в приготовленную смесь.
− Правильно поливать комнатные растения.
− Рыхлить почву.
− Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья.
− Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения.
− Подвязывать растения.
− Подбирать вазоны для комнатных растений.
− Составлять композиции из природного материала.
− Классифицировать растения.
− Проводить паспортизацию растений.
− Изготавливать этикетки для комнатных растений.
Формы подведение итогов:
− организация выставки растений.
− групповые занятия, практическое выполнение работ;
Содержание программы внеурочной деятельности
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Вводное занятие
История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного
цветоводства в России.
Тема 2. Комнатные растения, их значение в жизни человека
Ознакомление комнатными растениями используемыми для озеленения; беседа со
специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.
Тема 3. Биологические особенности комнатных растений
Группировка комнатных растений; разнообразие комнатных растений (декоративнолиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их
биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение
паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по комнатному
цветоводству. Знакомство с определителем комнатных растений. Изготовление наглядных
пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию
комнатных растений.
Тема 4. Уход за комнатными растениями
Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности
почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки
его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника
проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к
освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в
горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных
смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ
по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных
растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за
комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Тема 5 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними
3

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с
учетом их биологических особенностей.
Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми,
повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных
насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 6. Размножение комнатных растений
Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ,
пересадкой луковиц, посадка семян и др.)
Практическая работа: составление таблиц.
Тема 7. Семена комнатных растений и подготовка их к посеву
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к
посеву.
Практические работы: Знакомство с семенами комнатных растений по внешнему виду;
очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян
к посеву.
Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками
Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения,
размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила
черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного
размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения
черенков.
Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков
для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков;
уход за черенками.
Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью
помещения.
Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.
Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков
комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения
на приживаемость и рост черенков.
Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного
развития комнатных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и
количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря
подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение
подкормок.
Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за
ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными
удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.
Тема 11. Проведение Праздника цветов
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий,
панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты
кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Юный
цветовод»
№

1
2

Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Комнатные растения, их

Количество
часов

1ч
2ч

Теоретических Практических

1ч
2ч
4

3
4
5
6
7
8
9
10

значение в жизни человека
Биологические особенности
комнатных растений
Уход за комнатными растениями
Насекомые-вредители
комнатных растений и борьба с
ними
Размножение комнатных
растений
Семена комнатных растений и
подготовка их к посеву
Вегетативное размножение
комнатных растений
размножение черенками
Питание комнатных растений из
почвы и их подкормка
Проведение Праздника цветов

Итого:

9ч

7ч

1ч

24 ч
8ч

2ч
4ч

22 ч
4ч

6ч

1ч

4ч

4ч

2ч

2ч

6ч

1ч

5ч

6ч

1ч

5ч

21 ч

2ч
45 ч

2ч
66 ч

Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Юный цветовод»
1 класс (68 часов)
Дата

№ п/п

1

2

3

4-5

6-7

8

Тема

Кол-во
часов

Вводное занятие (1ч).
История комнатного цветоводства.
1

Содержание материала,
характеристика основных
видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий)
Комнатное цветоводство в древнем
мире. Первые зимние сады в России.
Развитие комнатного цветоводства в
России.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.

Комнатные растения, их значение в жизни человека (2ч)
Беседа о значении зеленых
1
Значение комнатных растений в
насаждений в жизни человека. Беседа,
жизни человека.
Комнатные растения,
используемые для озеленения.

1

работа с источниками информации,
творческие задания.
Ознакомление комнатными
растениями, используемыми для
озеленения. Виртуальная экскурсия в
цветочный магазин, ботанический сад.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.

Уход за комнатными растениями (4ч)
Виды ухода за комнатными
Условия для комнатного растения.
2

растениями и сроки его проведения в
связи с биологическими
особенностями растений и временами
года.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Размещение растений соответственно
их требованиям к освещению,
температуре.

2
Практическая работа. Размещение
растений соответственно их
требованиям к освещению,
температуре.
Биологические особенности комнатных растений (3ч)
Группировка комнатных растений;
Разнообразие комнатных растений.
1
(декоративно-лиственные,
красивоцветущие, вьющиеся,

5

9

Декоративно-лиственные
комнатные растения.

1

10

Красивоцветущие комнатные
растения.

1

11-12

13-14

ампельные, луковичные и клубневые).
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Декоративно-лиственные комнатные
растения их биологические
особенности.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Красивоцветущие комнатные растения
их биологические особенности.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.

Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
2
Практическая работа. Поливка,
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Биологические особенности комнатных растений (6ч)
Вьющиеся и ампельные комнатные
Вьющиеся и ампельные комнатные
2
растения их биологические
растения.

15-16

Луковичные и клубневые
комнатные растения.

2

17-18

Практическая работа.
Паспортизация растений.

2

особенности.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Луковичные и клубневые комнатные
растения их биологические
особенности.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Проведение паспортизации растений в
школе. Работа, со справочной
литературой по комнатному
цветоводству. Знакомство с
определителем комнатных растений.
Изготовление наглядных пособий:
карты родины комнатных растений;
проведение викторины по
распознаванию комнатных растений.

Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
2
Практическая работа. Поливка,
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4ч)
Вред, причиняемый вредителями –
21-22 Вредители комнатных растений
2
19-20

23-24

Практическая работа. Вредные
насекомые и их зарисовка.

2

насекомыми. Ознакомление с
наиболее распространенными
насекомыми, повреждающими
комнатные растения.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Рассматривание в лупу и зарисовка
вредных насекомых; обмывание
листьев и стеблей.

Уход за комнатными растениями (6ч)
Значение перевалки и пересадки для
1
Перевалка и пересадка комнатных
роста и развития растений; сроки и
растений.

25

26-28

Практическая работа. Пересадка
растений.

3

29-30

Практическая работа. Поливка,
опрыскивание, обмывание листьев,
рыхление почвы в горшках.

2

техника проведения этой работы.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Приготовление почвенных смесей;
определение необходимости
перевалки и пересадки растений;
проведение работ по перевалке и
пересадке растений.
Поливка, опрыскивание, обмывание
листьев, рыхление почвы в горшках;
мытье горшков; удаление
пожелтевших листьев.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4ч)

6

31-32

Профилактика и меры борьбы с
вредителями.

2

33-34

Практическая работа. Знакомство с
устройством опрыскивателя.

2

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

Уход за комнатными растениями (2ч)
2
Практическая работа. Поливка,
опрыскивание, обмывание листьев,
рыхление почвы в горшках.
Размножение комнатных растений (6ч)
2
Виды размножения комнатных
растений

Меры борьбы с вредителями с учетом
их биологических особенностей.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Правило использования препаратов
для борьбы с вредителями. Знакомство
с устройством опрыскивателя.
Поливка, опрыскивание, обмывание
листьев, рыхление почвы в горшках;
мытье горшков; удаление
пожелтевших листьев.
Размножение комнатных растений
(частями побегов, листьями, делением
корневищ,
пересадкой
луковиц,
посадка семян и др.)
Беседа, работа
с
источниками
информации, творческие задания.
Составление таблиц. Беседа, работа с
источниками информации, творческие
задания.

2
Практическая работа. Размножение
комнатных растений (частями
побегов, листьями, делением
корневищ, пересадкой луковиц,
посадка семян и др.)
Размножение комнатных растений
2
Практическая работа. Размножение
(частями побегов, листьями, делением
комнатных растений (частями
корневищ, пересадкой луковиц,
побегов, листьями, делением
посадка семян и др.)
корневищ, пересадкой луковиц,
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
посадка семян и др.)
Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
2
Практическая работа. Поливка,
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Семена комнатных растений и подготовка их к посеву (4ч)
Знакомство с семенами комнатных
Виды семян.
2

Практическая работа. Подготовка
семян к посеву.

2

растений по внешнему виду. Условия
необходимые для прорастания семян
однолетников; способы их подготовки
к посеву.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Очистка семян; определение
всхожести семян; намачивание и
другие способы подготовки семян к
посеву.

Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
49-50 Практическая работа. Поливка,
2
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (6ч)
Биологические обоснование
51
1
Вегетативное размножение
размножения комнатных растений
комнатных растений.

52

Практическая работа. Пересадка
окоренившихся черенков.

1

черенками; растения,
размножающиеся черенками. Условия,
необходимые для укоренения
черенков; правила черенкования и
пересадка окоренившихся черенков.
Правила срезки черенков.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Заготовка песка, земли; подготовка
ящиков парников, горшков для
посадки; черенкование комнатных
растений; пересадка окоренившихся
черенков; уход за черенками.
Наблюдения за укоренением черенков
и их ростом, температурой,

7

53-54

55-56

57-58

59

60-61

Практическая работа. Наглядные
пособия по размножению
комнатных растений черенками.
Практическая работа. Постановка
опытов.

2

2

влажностью помещения.
Изготовление наглядных пособий по
размножению комнатных растений
черенками.
Постановка опытов по выявлению
лучших субстратов для укоренения
черенков комнатных растений, сроков
черенкования, влияния температуры и
влажности помещения на
приживаемость и рост черенков.

Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
2
Практическая работа. Поливка,
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (3ч)
Питательные вещества необходимые
Питание комнатных растений.
1

Практическая работа. Составление
календаря подкормки комнатных
растений.

2

для правильного развития комнатных
растений. Виды удобрений их
характеристика; подкормка как
добавочное питание. Сроки, правила и
количество подкормок в течение
вегетационного периода.
Беседа, работа с источниками
информации, творческие задания.
Распознавание минеральных
удобрений; составление календаря
подкормки комнатных растений;
приготовление растворов для
подкормки и проведение подкормок.

Уход за комнатными растениями (2ч)
Поливка, опрыскивание, обмывание
62-63 Практическая работа. Поливка,
2
листьев, рыхление почвы в горшках;
опрыскивание, обмывание листьев,
мытье горшков; удаление
рыхление почвы в горшках.
пожелтевших листьев.
Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (3ч)
Постановка опытов по выяснению
64-65 Практическая работа. Постановка
2
лучших доз и сроков подкормок
опытов.

растений разными удобрениями, по
выращиванию комнатных растений на
питательных растворах.

66

66
Итого:

Проведение Праздника цветов (2 ч)
Праздник цветов
1

Подготовка экспонатов на выставку;
изготовление и оформление
наглядных пособий, панно из
засушенных растений, фотомонтажей
и дневников, работ юннатов,
стенгазеты; подготовка выступлений
на празднике цветов; участие в
празднике цветов.

1
66 ч

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».